Версия для печати темы

Нажмите сюда для просмотра этой темы в обычном формате

Любящие сердца :: Seven urekler _ ◊ Беларусь ◊ _ Белорусская соломка

Автор: selibovska 6.9.2009, 13:54

Так же как и у других народов, у белорусов есть свои особенные виды народного искусства. Наибольшей популярностью долгие годы пользуется белорусская соломка. Изделия наших мастеров узнаваемы почти во многих странах. Выезжая за рубеж мы стараемся привезти в подарок, что-то из соломки. Что же представляет собой этот вид народного творчества?


http://www.radikal.ruhttp://www.radikal.ru

Автор: selibovska 6.9.2009, 13:58

В Беларуси плетением соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Бесчисленны поверья и обряды связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров. Соломенные "пауки", кони, птицы, куклы - это не просто образы, каждый из них связан с человеком создававшим его, соприкасавшимся с ним, незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.


http://www.radikal.ru

Автор: selibovska 6.9.2009, 14:11

Соломенные "пауки", одно из самых древних творений из соломки и, пожалуй, самое загадочное. Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармонией. Хаос множества соломенных трубочек в руках творящих мастеров превращается в космически упорядоченные диковинные конструкции, будто в руках мастера создается Мир. Современные исследования во многом подтверждают эту аналогию. "Пауков" в крестьянских семьях вывешивали в канун Нового года, на самом почетном месте дома - Красном углу. Его строгая гармония форм и движения призваны были оберегать дом и его хозяев. Вбирая в паутину своей конструкции все негативное, что могло помешать счастливому течению жизни семьи. Каждый год повторялся цикл. Старый "паук" сжигался и на его место вывешивался новый. "Паука" подвешивали над колыбелькой ребенка и над головами молодых во время свадьбы. Охранять, приносить счастье и в то же время украшать, давать возможность любоваться - такое назначение этих удивительных конструкций.


http://www.radikal.ru

http://www.radikal.ru

Автор: selibovska 6.9.2009, 14:19

Конструкции из соломки, подобные белорусским соломенным "паукам", известны многим народам мира. Самой древней формой "паука" является шарообразная. "Пауки" в форме шара символизировали солнце, их изготавливали во времена языческих верований на весенний новый год.Возможно, не одну тысячу лет насчитывают и другие формы "пауков" - ромбические и пирамидальные. Основой их конструкций является модуль в форме объемного ромба.Народы Европы по-разному называют конструкции, подобные белорусским "паукам". Белорусское название имеет под собой предположение о том, что паук был творцом мира, сама конструкция так же является символом вселенной и, упорядоченного космоса.Пауки"- паутины распространились в Беларуси из стран Западной Европы. Принцип их создания и технология легли в основу работ современных белорусских мастеров и художников.

http://www.radikal.ru http://www.radikal.ru

http://www.radikal.ru

Автор: selibovska 6.9.2009, 14:31

Кони, козы, птицы, куклы из соломки - это тоже божества и защитники: конь - герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза - символ урожая и плодовитости; кукла - Мать-Прородительница, защитница женщин; птицы - души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленницы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление

http://www.radikal.ru

http://www.radikal.ru

http://www.radikal.ru

Автор: selibovska 6.9.2009, 14:38

Сказать, что судьба белорусского соломоплетения складывалась все время счастливо, конечно, нельзя. Как и любая другая судьба она знала и периоды расцвета, и упадка. Белорусское соломоплетение может гордиться периодами своего наивысшего взлета в конце ХVIII- начале XIX веков. В это время белорусскими мастерами были созданы, уникальные в истории искусства, соломенные Царские врата. До наших дней сохранилось трое Царских врат, двое из них хранятся в Музее белорусского народного искусства деревни Раубичи под Минском, одни в Гродненском историко-археологическом музее. Предполагается, что соломенное оформление имели целые иконостасы в униатских церквях


http://www.radikal.ru

http://www.radikal.ru

Автор: selibovska 6.9.2009, 15:04

Беларусь знаменита уникальными в истории мирового искусства соломенными Царскими Вратами. Они были выполнены неизвестными мастерами в конце 18 - начале 19 веков для униатских церквей.Современные белорусские мастера в своих работах продолжают многовековую традицию изготовления культовых изделий и произведений на духовные темы. Киот - рама для иконы.

http://www.radikal.ru http://www.radikal.ru

Автор: selibovska 6.9.2009, 15:24

Соломенные бытовые изделия для хранения продуктов, зерна, которые были незаменимы в крестьянском быту на протяжении многих веков хоть и медленно, но тоже стали вытесняться более современными изделиями. Хотя по прочности они могли соперничать с любыми из них. Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна. Они были гигроскопичны, их не грызли мыши. Эти неоценимые качества соломенной утвари сделали их жизнь в крестьянской среде более продолжительной нежели пластики. И даже в 1940-1950-е годы некоторые крестьяне изготавливали такие изделия для себя.


http://www.radikal.ru

http://www.radikal.ru

Автор: selibovska 6.9.2009, 15:39

В крестьянском быту с давних времен были широко распространены изготовленные из соломенных жгутов емкости, на Беларуси их называли "шияны". Декоративные шкатулки, чаще встречались в быту горожан и жителей местечек . Самые ранние, из известных шкатулок, относятся к началу 19 века.Корзинки, конфетницы, хлебницы изготовленные из соломенных жгутов в сочетании с другими видами плетений стали популярны в Беларуси с 70-80 годов ХХ века

Современными белорусскими мастерами созданы удивительные по красоте и разнообразию бытовые изделия. Их формы, в сочетании с фактурами плетений, которые украшают поверхности конфетниц, сухарниц, шкатулок, сумок делают каждое изделие уникальным.

http://www.radikal.ru

http://www.radikal.ru

http://www.radikal.ru

Автор: selibovska 19.9.2009, 8:35

Новый взлет в истории белорусского соломоплетения начался в 1960-е годы. С этого времени соломоплетение стало интенсивно обогащаться новыми приемами плетений. Особенно ярко и разнообразно развилась художественная сторона соломенных изделий. В современном соломоплетении появились Имена. И это одна из его отличительных черт от соломоплетения прошлого - безымянного, не оставившего для истории ни одного имени мастера

http://www.radikal.ru


http://www.radikal.ru

Автор: selibovska 19.9.2009, 8:39

Родоначальницей современного соломоплетения является Вера Ильинична Гаврилюк (1904-1986). Она возродила древнейшие приемы изготовления соломенных фигурок. Вера Ильинична стала основательницей художественного промысла на Брестской фабрике художественных изделий. За ней последовала мастер из Могилева Екатерина Артеменко. Пример мастеров оказался захватывающим для более молодого поколения мастеров и художников.

http://www.radikal.ru

http://www.radikal.ru

Автор: selibovska 19.9.2009, 9:20

Удивительные, казалось бы не сочетаемые, качества соломки: неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами, постигшими тайны соломки, невероятные просторы для творчества. Ими разрабатывались приемы и декор, доселе неведомые в соломоплетении. Имена Таисии Агафоненко, Лидии Гловацкой, Евгения и Галины Соломянко, Тамары Павловской, Ларисы Лось, Веры Солдатовой, Анны Ивановой и многих, многих других мастеров составляют сокровищницу белорусского искусства соломоплетения.

http://www.radikal.ru

http://www.radikal.ruL]

Форум Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)