Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Рим (Roma)
Любящие сердца :: Seven urekler > Атлас > Атлас > ◊ Италия ◊
Orkide
Рим (итал. Roma) — столица Италии, административный центр провинции Рим и области Лацио. Расположен на реке Тибр.

Рим — один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи. Поэтому Рим часто называют «вечным городом». Также Рим называют «городом на семи холмах». Первоначально поселения располагались на холме Палатин, впоследствии были заселены соседние холмы — Капитолий и Квиринал. Несколько позже поселения появились на последних 4 холмах Целий, Авентин, Эсквилин и Виминал.

История

По преданию, Рим был основан Ромулом 21 апреля 753 г. до н. э.. Как-то раз Ромул и Рем начали спорить на холме Палатин по поводу того, где основать город, и решили использовать гадание по полету птиц. Над Ремом пролетело 6 коршунов, а над Ромулом 12. Ромул начал делать борозды, а Рем прыгал через них. Ромул сказал, что это святотатство и убил Рема, сказав: «Так будет с каждым, кто перейдет стены моего города». Так был основан Рим. Ромул и стал его первым царём. Эту дату приводит историк Марк Теренций Варрон. До него римляне называли различные даты в промежутке между 758 и 728 годами до н. э. Древнейшие поселения из хижин, относящиеся к культуре железного века, скорее всего появились на месте Рима задолго до восьмого века до н. э. Они выросли на холмах вокруг долины, лежащей у реки Тибр, у места, где когда-то был брод. В древности ландшафт этой местности был изрезан холмами, и считается, что город возник на семи холмах — Авентин, Виминал, Квиринал, Капитолий, Палатин, Эсквилин и Целий. В течение сотен лет Рим был небольшим поселением в центре Апеннинского полуострова. Однако выгодное местоположение и агрессивная политика вместе с рядом нововведений в военном деле постепенно вывели его на лидирующие позиции сначала в области, а потом и в регионе. Окончательным «экзаменом» на право первенства стали затяжные Пунические войны, которые город вел с Карфагеном. В результате этого столкновения Карфаген был в буквальном смысле стёрт с лица земли. Позже конец империи положили многочисленные вторжения извне германских и славянских народов, а также растущие сепаратистские тенденции внутри самого государства. В период Средних веков Рим вошёл разрушенным, потеряв всё свое могущество, но оставаясь резиденцией римских пап. Рим был захвачен:

* 387 году до н. э., когда галлы впервые захватили вечный город.
* Вестготский король Аларих в 410 году овладел Римом.
* В 455 году варвары (племя вандалов) вновь овладели Римом.

Статус столицы Италии город вернул только в XIX веке после Рисорджименто и объединения Италии.

Транспорт

Рим располагает двумя современными международными аэропортами — это Aeroporto internazionale Leonardo Da Vinci — аэропорт имени Леонардо да Винчи и Ciampino aeroporto — аэропорт Чампино (более маленький, в основном обслуживает эконом-рейсы и рейсы авиакомпаний-дискаунтеров).

Рим находится в центре кольцевой сети автодорог, которые приблизительно повторяют сеть дорог Древнего Рима, начинавшихся с Капитолийского холма и соединявшего Рим со всей империей. В городе развита маршрутная сеть автобусов (350 маршрутов и более 8000 остановок) и трамваев (39 км путей и 192 остановки). В 2005 году было возобновлено движение троллейбусов, существует только 1 линия от вокзала Термини (маршрут 90).

В 1955 году был открыт римский метрополитен, но на сегодняшний день римское метро ограничивается двумя линиями, А и В, которые пересекаются у железнодорожного вокзала Термини. На 2005 год общая длина линий составляла 38 км. На 2010 год запланировано открытие новой линии В1, соединяющую линию В с пьяццо Болонья. К 2015 году планируется полностью завершить строительство линии С, а к 2035 — линии D, но строительные работы часто приостанавливаются из-за археологических находок.

Поскольку Рим находится в центре полуострова, он стал главным железнодорожным узлом в центральной Италии. Главный железнодорожный вокзал Рима, Термини — один из самых больших в Европе, ежедневно он обслуживает более 400 000 пассажиров. Вторая по значению железнодорожная станция, Тибуртина, в настоящее время реорганизуется под терминал для скоростных поездов.
Orkide
Достопримечательности Рима



ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ


Одно из самых знаменитых мест Рима - площадь Испании. Это культовое место богемы прошлых столетий, здесь на углу улицы Кондотти находится знаменитое кафе "Греко" (Greco), полюбившееся таким поэтам, писателям и музыкантам, как Гёте, Байрон, Стендаль, Андерсен, Вагнер. Вся площадь пестрит лиловыми азалиями и изумрудной зеленью!

В центре площади раскинулся прелестный фонтан Баркачча, от которого и начинается легендарная Испанская лестница. В старые времена на эту лестницу возлагали надежды тысячи римлянок и приезжих девушек, приходивших сюда с одной-единственной мечтой - стать музой великого художника. В наши дни это место массового паломничества туристов со всего света. На 69 возвышении стоит церковь Тринита-дей-Монти с богатым внутренним убранством, здесь множество красивейших картин. Площадь и прилегающие улочки - полностью пешеходная зона.



Испанская лестница — грандиозная барочная лестница в Риме. Состоит из 138 ступеней, которые ведут с Испанской площади (Piazza di Spagna) к расположенной на вершине холма Пинчо церкви Тринита-деи-Монти.

Покровителями церкви Тринита деи Монти были короли Франции, а на Испанской площади находилось представительство их близких родственников, королей Испании. Французский дипломат Этьен Геффье посчитал, что необходимо связать эти две точки лестницей, и в своём завещании оставил 20 тысяч скудо на выполнение этого колоссального проекта.

Услышав о завещании Геффье, в дело вмешался кардинал Мазарини, который потребовал водрузить на вершине лестницы конную статую короля Людовика XIV. Римский папа оскорбился этим предложением, и проект Испанской лестницы был положен под сукно до самой смерти французского короля в 1714 г.

В 1717 г. наконец был проведён конкурс, который выиграл малоизвестный архитектор Франческо де Санктис. Строительные работы продолжались с 1723 по 1725 гг. От статуи короля над Вечным городом отказались, а в скульптурном убранстве лестницы геральдические лилии Бурбонов тактично совместили с символами папской власти (орёл и корона).



Здесь толпятся туристы (много русскоязычных), назначают свидания, и даже поют песни. Оживленное место, нужно заметить. А летом на этой самой испанской лестнице организовывают праздник моды, где под открытым небом проходят показы коллекций известных кутюрье. Здесь можно заглянуть в бутики, правда, они считаются чуть ли не самыми дорогими в Риме.

Фонтан Баркачча – полузатопленная лодка. Вообще, Рим можно назвать городом фонтанов и фонтанелл. На каждом шагу бьет какой-то источник. Абсолютно вся вода в этом городе питьевая. Причем все фонтанеллы были разработаны давным-давно, а по сей день обеспечивают весь город водой. Но вот предприимчивые итальянцы умудряются продавать плохо проинформированным туристам питьевую воду по сумасшедшим ценам от 3 до 5 евро за бутылочку.
Orkide
РИМСКИЙ ФОРУМ




Римский Форум (лат. Forum Romanum) — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции.

Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.


История

Форум, расположенный в долине между тремя холмами — Палатином, Капитолием и Эсквилином, в давние времена был пустынной болотистой местностью, которая была осушена во времена правления царя Тарквиния Древнего благодаря масштабным работам по строительству сточных канав и прокладке каменной Большой клоаки, соединенной с дренажной системой. После осушения области началось строительство Форума, одна часть которого предназначалась для лавок, другая — для публичных церемоний, религиозных праздников, проведения выборов в канцелярии и магистраты, для ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным. После Пунических войн в связи с перепланировкой города Форум приобрел новый облик. Во II веке до н. э. здесь воздвигли базилики Порция, Семпрония и Эмилия; построили заново храм Кастора и Поллукса, храм Конкордии и проложили новые дороги, чтобы обеспечить связь между Форумом и другими районами города. В эпоху правления Августа Форум Романум в результате постепенной разновременной застройки достиг таких огромных размеров, что превратился в центр деловой, религиозной и общественной жизни города. Затем наступил долгий период спада активности Форума, и новый его расцвет наступает в эпоху правления Максенция и Константина, давших указание построить базилику Ромула и базилику Константина.

В период заката Римской империи Форум испытал гибельные последствия нашествий варваров, в особенности готов — в 410 году н. э. и вандалов — в 455 году н. э.

С возникновением христианства первые христиане стали возводить на месте Форума свои церкви, в числе которых церковь Св. Вакха и Св. Сергия на Священной дороге, церковь Св. Адриана на месте Курии и церковь Санти Козма э Дамиано на месте храма Мира. Со временем Форум был полностью заброшен. Часть обрушившихся зданий была использована жителями для строительства домов, но большинство развалин было уничтожено. В средние века на этом месте пасли скот, откуда возникло название Кампо Ваччино. В последующие века Форум полностью был предан забвению, и только в начале нашего века трудами археологов, архитекторов и реставраторов удалось восстановить для потомков этот грандиозный ансамбль древнего, республиканского и императорского Рима.

На территории форума располагаются:

* Храм Сатурна
* Храм диоскуров
* Храм Весты
* Храм Венеры и Ромы
* Храм Антонина и Фаустины
* Храм Цезаря
* Храм Веспасиана
* Храм Конкордии
* Арка Тита (находится в восточной части Форума к югу от Храма Венеры и Ромы)

Эпиграф, сделанный на арке со стороны Колизея сообщает нам, что она была посвящена Титу, возможно после его смерти в 81 году н. э., его братом и преемником Домицианом в память о победе над иудеями в 70 году. Однопролётная арка (15,40 м высотой, 13,50 м шириной и 4,75 м глубиной) облицована белым мрамором из Аттики (травертиновые пилоны относятся ко времени реставрации Валадье, 1822 г.); вход в неё с двух сторон обрамляют четыре полуколонны с композитными капителями.

  • Черный камень с могилы основателя Рима – Ромула.




  • Священная дорога, по которой ехали на колесницах триумфаторы.




Кстати, всего за несколько евро можно сфотографироваться с «римлянами», которые снуют по Форуму, словно в древние времена.

Orkide
У подножия Капитолийского холма располагается площадь Венеции - главная площадь города, на которой возвышается величественный Венецианский дворец, построенный в 1445 году, где сейчас размещается художественный музей. Со стороны Тибра находится другой изумительный древний памятник римской архитектуры - театр Марцелло, единственный античный театр, сохранившийся в Риме. Считается, что именно он был прообразом Колизея. На площади также можно увидеть Дворец сенаторов, Дворец консерваторов и посетить Капитолийский музей.

Венецианский дворец



Театр Марцелла - остатки огромной (на 15 000 зрителей) арены, которую Август посвятил своему племяннику, несостоявшемуся наследнику империи Марку Клавдию. В 17 году до н.э., когда арену открыли, здесь устроили грандиозные игры (Ludi Saeculares), продолжавшиеся целую неделю и прогремевшие по всему античному миру. Но слава не помогла: в V веке театр Марцелла постигла та же судьба, что Колизей и термы Диоклетиана: его забросили и стали растаскивать на стройматериалы. В середине XII века из того, что осталось, семейство Фаби устроило крепость. Место действительно было стратегическое: отсюда удавалось контролировать все подступы к острову Тиберина, а значит — и весь район по ту сторону реки. В XIII веке крепость перешла к семейству Савелли, научившемуся извлекать из сооружения еще и практическую пользу: все арки сдавались в аренду мясникам, торговцам и ремесленникам. Грязь, вонь и бардак от этого выходили неимоверные, поэтому через несколько веков Cавелли перебрались в новый дворец, который Бальдассаре Перуцци построил им у самой реки (впоследствии он был продан семейству Орсини и сейчас известен как палаццо Орсини, Palazzo Orsini). Театр же продолжал приходить в упадок, пока в XX веке им не занялись археологи, откопавшие вдобавок поблизости остатки нескольких храмов республиканского периода.

КАПИТОЛИЙ

Центр религиозного культа с древнейших времен, самый знаменитый из римских холмов, Капитолий является сердцем Рима, свидетелем самых основных событий истории города. В самом центре холма расположена площадь Капитолия, в эпоху Ромула "asylum", место народных собраний. На одном из возвышений холма находится церковь Санта Мария д'Арачели, где раньше был алтарь цитадели города. А с западного обрывистого склона, который носил название Тарпейской скалы, сбрасывали преступников и предателей. Там же можно видеть руины храма Юпитера. Архитектурный ансамбль Капитолия, ныне местоприбывание Римского муниципалитета, обязан совершенством своей гармонии Микельанджело, который спроектировал его по заказу папы Павла III.

Площадь Капитолия

По замыслу великого художника площадь окружена тремя дворцами. Справа находится Дворец Консерваторов, слева – Новый дворец, а в глубине площади – Дворец Сенаторов. На площадь поднимается импозантная крутая лестница, тоже выполненной по проекту Микельанджело, у основания которой установлены два древнеегипетских мраморных льва. Завершается лестница величественными статуями Диоскуров, Кастора и Полидевка. Рядом, вдоль балюстрады, расположены Трофеи Марио, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги.

В центре площади возвышается знаменитая конная статуя Марка Аврелия. Согласно некоторым историческим источникам эта бронзовая статуя восходит ко II веку нашей эры и была перенесена в 1538 году из Латерано папой Павлом III вопреки проекту Микельанджело. Считается, что эта дошедшая до нас конная статуя изображает императора Константина.



Дворец Сенаторов

Дворец, ныне местопребывание муниципалитета, выделяется торжественным фасадом с двухмаршевой лестницей, спроектированной Микельанджело. В нише под лестницей расположена статуя "Ликующий Рим" с шаром в руке – символ владычества Рима. По обеим сторонам статуи, символики Нила и Тигра, преобразованные позднее в Тибр.

Здание было построено на античных развалинах Табулярия. За ним возвышается колокольная башня, построенная в XVI веке по проекту Мартино Лонги Старшего. Заслуживают внимания некоторые залы дворца: Зал Флагов или Городской управы, Зал Советов, в котором хранится статуя Юлия Цезаря и, наконец, Капитолийская протомотека с коллекцией бюстов знаменитостей, открытая в 1950 году.

На Капитолийской улице, недалеко от Дворца Сенаторов, располагаются остатки знаменитого храма Вейове, древнего италийского божества, открытого во время реставрационных работ.

Новый дворец

Здание, расположенное справа от Дворца Сенаторов, было спроектировано Микельанджело по образцу соседнего Дворца Консерваторов. Оно было построено в XVII веке, когда было решено преобразовать площадь и придать ей нынешний совершенно уникальный вид.

Во дворце находится Капитолийский музей, содержащий богатейшую коллекцию античных скульптур. Во дворе можно увидеть Фонтан Марфория, одну из "говорящих" статуй Рима. Коллекция музея, хранящаяся раньше во Дворце Консерваторов, была размещена здесь в середине XVII века.

Вестибюль, в котором располагается статуя Минервы V века до нашей эры, расходится на три зала: зал с древнеегипетской коллекцией, зал с саркофагом Амендолы II века нашей эры, и зал с интересными экспонатами, касающимися восточных культов.

На втором этаже, находится Галерея, где выставлены интересные скульптурные произведения, такие как, великолепная статуя Афины, найденная в Веллетри, голова Проба и Амур с натянутым луком. В Зале Голубей, который назван так в честь мозаики с изображением четырех пьющих из вазы голубей, выполненной Coco Пергамским, располагается детский саркофаг и Траянская плита, "Tabula Iliaca". Кабинет Венеры хранит полная очарования и грации статую Венеры, копию более древней скульптуры II века до нашей эры. В Зале Императоров представлены 65 бюстов римских императоров и богатая портретная галерея имперской эпохи. Зал философов содержит множество портретов греческих и римских мыслителей и писателей, таких как Сократ, Цицерон, Гомер и Лисий. В центре Зала Умирающего галла покоится фигура умирающего воина, найденная в садах Саллюстия, а в Зале Фавна выставлены древнеримские надписи (Lex de ini-perio Vespasiani) и статуя смеющегося Сатира с гроздью винограда.

Дворец Консерваторов

В Дворце Консерваторов, перестроенном в XV веке архитектором Джакомо Делла порта по проекту Микельанджело, находятся залы Консерваторов, Музей Дворца Консерваторов, Новое крыло, Новый музей и Капитолийская картинная галерея (Пинакотека).

Во дворце, наряду с другими экспонатами, можно увидеть голову статуи Константина, найденную в одноименной базилике, фресковую роспись, изображающую единоборство между Горациями и Куриациями, а также статуи Урбана VIII и Иннокентия X. В центре следующего зала расположена статуя I века до нашей эры, "Спинарио", изображающая мальчика, вынимающего занозу. В Зале Волчицы находится знаменитая Капитолийская волчица, бронзовая скульптура V века. В других залах Дворца выставлены образцы древнеримской живописи, богатейшие коллекции греческих и этрусских ваз, многочисленные саркофаги, знаменитые картины Рубенса, Веласкеса и других художников, а так же огромное количество иных не менее ценных экспонатов.

Orkide
ПАНТЕОН



Пантеон является наиболее совершенным из всех древнеримских памятников. Марк Агриппа, зять императора Августа, построил его в 27 году до н.э. в честь всех богов; поэтому он и носит его имя. После пожара в 80 году до нашей эры Пантеон был восстановлен в нынешнем виде при императоре Адриане в период между 110 и 125 гг. н.э. В 609 году Папа Бонифаций IV обратил его в христианскую церковь Святой Девы Марии и Святых Мучеников, в которой захоронены такие знаменитости как художник Рафаэль, архитекторы Бальдасар Перуцци и Виньола, а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита.

Пантеон представляет собой огромную круглую постройку с величественным куполом. Портик имеет шестнадцать монолитных гранитных колонн с коринфскими капителями. Внутрь храма ведет бронзовый портал римской эпохи. Грандиозен оригинальный интерьер Пантеона: по окружности расположены ниши прямоугольной и полукруглой формы; огромный торжественный купол (диаметром 43,3 метра, равного высоте) с кессонным оформлением освещается через центральное отверстие диаметром в 9 метров.

Говорят, что каркас купола состоит из ребер, вес которых распределяется благодаря аркам, расположенным вдоль цилиндрических стен там, где отсутствуют ниши. С точки зрения архитектурных решений Пантеон является единственным в мире монументальным сооружением, в котором естественно и гармонично сочетается величественность конструкции с легкостью и изяществом линий.

Недалеко от Пантеона, на улице Джустиньяни, располагается церковь Сан Луиджи дей Франчези, построенная архитектором Фонтана в XVI веке, в которой хранятся ценные картины Караваджо. На параллельной – Корсо Ринащименто находится Дворец Мадама с нарядным фасадом в стиле барокко, где с 1870 года заседает Сенат Республики. В нем помещается богатая библиотека, насчитывающая более 230000 томов. В соседнем здании с красивым внутренним двором и капеллой Сант'Иво делла Сапиенца, работы Борромини, находится Государственный архив.









Orkide
КОЛИЗЕЙ (Colosseum)


Так обычно принято называть Амфитеатр Флавия, может быть потому, что недалеко находилась гигантская статуя "Колосс Нерона". Строительство Колизея было начато в 72 году императором Веспасианом и завершено в 80 году его сыном Титом. Торжества по случаю открытия Колизея продолжались сто дней. Амфитеатр вмещал до 50000 зрителей, которые приходили сюда, чтобы наслаждаться знаменитыми играми, зрелищем жестокой и часто кровопролитной борьбы, вызывающем однако восторг римлян.

В грандиозных спектаклях Колизея происходили: бои гладиаторов (обычно это были специально подготовленные рабы), охота на хищных зверей, привозимых из далеких стран, морские бои, для проведения которых арена заливалась водой, а также известные, вошедшее в историю, мученичества первых христиан. Нужно сказать, что для реализации всего этого римляне применили все свои технические знания и необыкновенную изобретательность. Например, в случае дождя или сильного зноя Колизей покрывался огромным тентом, который натягивался с помощью специального устройства, следы которого до сих пор видны в стенах памятника.

Амфитеатр, буквально "дважды театр", происходит от слияния двух театров, которые в Греции состояли из ряда полукруглых уступов с оркестром в центре и алтарем для церковных представлений. Еще сейчас поражает грандиозность его четырех ярусной конструкции: первые три яруса ордерских арок с ионическими, дорическими и коринфскими колоннами; в четвертом ярусе, декорированном коринфскими пилястрами, имелись оконные проемы. Исполинский остов, которым мы любуемся по сей день – это то, что осталось от разрушительной ярости стихии (Колизей был поврежден землетрясениями) и людей, превративших его в неисчерпаемый источник строительного материала и мрамора для украшения своих дворцов.

Зрители попадали в амфитеатр через арки, а затем по лестнице проходили в разные секторы в зависимости от сословия, к которому они принадлежали: император имел свою ложу, дальше размещались весталки, сенаторы, слуги, женщины и плебс. На арене, лишенной теперь покрытия, мы можем видеть сложную подземную конструкцию, где находились различные механические устройства для проведения игр и коридоры для гладиаторов и диких зверей.

В конце улицы Фори Империали на земле можно заметить квадрат из плиток травертина, указывающий на место, где стояла статуя Колосса Нерона. Рядом с Колизеем находится Арка Константина, грандиозная трех пролетная триумфальная арка, воздвигнутая в 312 году Сенатом и народом Рима в ознаменование победы императора Константина над императором Максенцием в битве у моста Мильвио. Арка гармонично украшена медальонами и рельефами, снятыми с памятников предыдущих эпох. Арка Константина прекрасно сохранилась. Перед Аркой Константина расположен круглый фонтан Meta Sudans, построенный Титом в конце I века нашей эры. Предание гласит, что сюда приходили купаться гладиаторы.

За аркой возвышается Оппиева гора, часть Эсквилинского холма, и находится парк с древними руинами. Среди них остатки Домус Ауреа, великолепного дворца императора Нерона. После смерти императора "Золотой дом" был покрыт построенными сверху Термами Траяна. Под землей еще сохранились длинные коридоры и комнаты с чудесными фресками, которые впоследствии вдохновляли многих художников эпохи Возрождения.







Orkide
ФОНТАН ТРЕВИ (Fontana di Trevi)


Фонтан был построен в XVII веке архитектором Сальви по заказу папы Клементия XII. В центре скульптурной группы статуя Океан, стоящая на колеснице, запряженной морскими конями, и двумя тритонами. В фонтан, символизирующий море, принято бросать монету, чтобы согласно поверью еще раз обязательно посетить Рим.





Orkide
ПЛОЩАДЬ НАВОНА (Piazza Navona)


Эта площадь, расположенная на месте античного стадиона Домициана, является одним из самых характерных и популярных мест в Риме. В центре площади три фонтана. Центральный фонтан – знаменитый фонтан Рек. Он был создан Бернини и его учениками в 1650-51 гг. по поручению папы Иннокентия X для оформления египетского обелиска. Четыре статуи вокруг обелиска символизируют четыре реки и четыре континента: Ганг (Азия), Нил (Африка), Дунай (Европа) и Рио делла Плата (Америка). На южной стороне площади Навона находится чудесный фонтан "Негр", спроектированный сначала Делла Порта, но потом выполненный Бернини и Мари. На другой стороне площади Фонтан Нептуна. По проекту Делла Порта он был частично построен Бернини и долго оставался незаконченным. Только в 1878 году его завершил скульптор Делла Битта, создав и статую Нептуна.

Перед фонтаном Рек стоит церковь Св. Аньезе ин Агоне (XVII в.), прекрасный образец стиля барокко, построенная Райнальди и Борромини, который спроектировал фасад и купол. Рядом находятся еще две церкви: Св. Мария делл'Анима (XVI в.) и Св. Мария делла Паче (XV век). Заслуживает внимания Дворец Памфили, построенный в 1650 году, ныне Бразильское посольство, внутри которого имеется зал с фресками П. да Кортона.

Неподалеку, в пределах площади располагаются церкви Св. Аполлинария и Св. Августина. Церковь Св. Августина была построена в XV веке архитектором Пьетрасанта, который использовал при строительстве блоки травертина, снятые с Колизея. Обширный фасад ренессансного стиля завершается первым построенным в городе куполом. Интерьер интересен присутствием ценных произведений искусства: "Мадонна из Прато" Сансовино, "Пророк Исайя" Рафаэля, "Мадонна пилигримов" Караваджо, "Св. Иоанн и Св. Павел отшельник" Гуэрчино.





Фонтан Четырех Рек

ОН ЖЕ

Orkide
СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА



Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра) — католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви.

Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя. Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.

Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.

Нужно заметить, что вся история строительства собора св. Петра - это история борьбы двух архитектурных концепций - собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста [Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, - чередовались в шахматном порядке.

Когда в начале XVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 - 1513) на месте старой базилики решил построить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектора Браманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики.

Официальная дата закладки Собора - 18 апреля 1506 года.

План Браманте


Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек.

В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен - уже папой Львом X (понтификат: 1513 - 1521) - Рафаэль. С июля 1515 он становится главным архитектором собора. В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.

План Рафаэля


После смерти Рафаэля работами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехал в Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почти все сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци, но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительству Собора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.

План Перуцци


При папе Павле III (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антонио да Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики). Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).

В 1546 Антонио да Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Он всячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело. В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самой своей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста.

План Микеланжело


Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки.

Хотя Микеланджело и спроектировал купол, но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемом глазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификата которого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.
На кольце купола надпись по-латински:
TU ES PETRUS ET SUPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM
ET TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORUM

[«Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и дам тебе ключи Царства Небесного». – Мф 16: 18 - 19]

На Микеланджело колебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опять оказался латинский крест.

План Мадерно


Теперешний фасад и портик Собора - творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII освятил собор.

Высота фасада, построенного архитектором Мадерно, 45 м, ширина — 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.



Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.



Поначалу, когда входишь внутрь, не знаешь, на что смотреть. А ведь почти каждая роспись или икона – шедевр знаменитого художника (Микеланджело, Рафаэль). Бродить по Собору можно бесконечно долго. Также можно подняться на Купол храма. Вариантов два: более трехсот ступеней пешком по лестнице или подъем на лифте (за 7 евро). Прямо на куполе, можно передохнуть у бассейна с фонтаном и даже выпить чашечку ароматного капуччино.

Orkide
МУЗЕИ ВАТИКАНА (Musei Vaticani) – крупнейшие музеи мира, включающие комплекс уникальных зданий и ценнейших коллекций.



Исторический очерк. Строительство Ватикана началось с 4 в., когда была заложена церковь св. Петра и возведена резиденция первосвященника. В 9 в. были построены крепостные стены, а в 13 в. – новая, более обширная, папская обитель.

С 1377 Григорий XI (1370–1378) обосновался в Ватикане (до этого резиденция пап находилась в Латеране, затем – в Авиньоне) и началось строительство дворцов.

При Николае V выстроено квадратное в плане здание, окружающее Кортиле дель Паппагалло (Двор попугаев, арх. Л.Б.Альберти и Б.Росселлино); присоединена к ватиканской резиденции капелла Никколина, посвященная Св. Стефану и Св. Лоренцо.

Сикстинская капелла была создана при Сиксте IV (1471–1484) в 1473–1480 (арх. Джованни де Дольчи).

При Александре VI (1492–1503) построена башня Борджиа.

По поручению Юлия II (1503–1513) Браманте (1444–1514) соединил дворцы Николая V и Иннокентия VII, в результате чего возник Двор Бельведера, построил Лоджии Двора Сан Дамазо, позже украшенные фресками Рафаэля Cанти (1483–1520). Тогда же Микеланджело (1475–1564) расписал своды Сикстинской капеллы.

При Павле III (1534–1549) архитектор Антонио да Сангалло Младший (1483–1546) построил Капеллу Паолина, Зал Дукале и Зал Реджа. При Урбане VIII (1623–1644) Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680) возвел Скала Реджа (Лестницу Реджа) и Залы Паолины в Библиотеке и Архивах.

При Пие XI (1922–1939) Латеранский договор признал образование суверенного государства – Ватикан. За ним оставалось право собственности на произведения искусства с обязательством экспонировать их для публики. Для входа зрителей в 1932 архитектором Джузеппе Момо (1875–1940) был построен монументальный вестибюль, двойная винтовая лестница позволяет начать осмотр по самым разным маршрутам, общей протяженность 7 км.

На площади ок. 40 кв. м в 18–19 вв. возникли Музей Церковного искусства (Музео Сакро), Музей Светского искусства (Музео Профано), Музей Пио-Клементино, созданный в 1771–1793 Микеланджело Симонетти (1724–1787) и Джузеппе Кампорезе (1763–1822), Музей Кьярамонти (арх. Антонио Канова, 1757–1822) и др.

По инициативе Павла VI (1963–1978) в Пинакотеке Ватикана был создан отдел современного искусства, который в 1973 преобразовали в Собрание современного церковного искусства.

Грегорианский египетский музей открыт в 1839. Хранит коллекцию египетских древностей: статуи богини Сехмет (1408–1372 до н.э.), саркофаги из черного базальта (6 в. до н.э.), голова фараона Ментухотепа (21 в. до н.э.), базальтовые статуи богов, статую царицы Туа (1280 до н.э.), статуи Птолемея II (285–274 до н.э.), скульптуры римского периода (2–3 вв.), мумии, погребальные урны, папирусы, скарабеи.


Грегорианский этрусский музей открыт в 1837 при Григории XVI (1831–1846). Представлены памятники этрусского, греческого и римского искусства: надгробные стелы и саркофаги (5–1 вв. до н.э.), предметы из захоронения в Черветери (7 в. до н.э.), из гробницы Реголини-Галасси, этрусская бронза из некрополя в Вульчи (статуя Марса из Тоди (4 в. до н.э.)), этрусские изделия из золота, терракоты (Акротерий (5 в. до н.э.), скульптура Умирающий Адонис (2–1 вв. до н.э.)), собрание греческой и италийской керамики из этрусских захоронений, рельефы (9–2 вв. до н.э.), надгробный рельеф Стела атлета (5 в. до н.э.), Голова Афины (5 в. до н.э.).


Музей Пио-Клементино – музей античного искусства. Был создан Клементом XIV (1769–1774) и Пием VI (1775–1799) (отсюда его название).

В Зале греческого креста находятся мозаики 2–3 вв., саркофаги Констанции и св. Елены (4 в.) – дочери и матери Константина Великого.

В Зале Ротонда: мозаика Битва греков и кентавров (1 в.), Геракл (1 в.), Юпитер Ортиколийский (римская копия по греческому оригиналу 4 в. до н.э.), Бюст императрицы (2–3 вв.).

В Зале Муз: статуи муз, римские гермы, Аполлоний торс Аполлона Бельведерского.

В Зале зверей: статуя Мелеагр (копия с оригинала Скопаса 4 в. до н.э.), Мифрас, убивающий быка, торс Минотавра.

В Галерее статуй: Аполлон Сауроктон (копия с работы Праксителя 4 в. до н.э.), Эрос (копия с оригинала 4 в. до н.э.), Спящая Ариадна (копия с оригинала 3–2 вв. до н.э.), Сидящий Парис, Пьяный Сатир, Септимий Север Нептун, Нарцисс, барельеф Марс, Минерва и Венера.

В Галерее бюстов: Катон и Порция (1 в. н. э.), Император Нерва в виде Юпитера (1 в.), Император Адриан (2 в.), Император Каракалла (3 в.).

В Зале масок: мозаики (2 в.) из виллы Адриана в Тиволи, Афродита Книдская (римская копия с оригинала Праксителя 4 в. до н.э.), Три грации (римская копия с эллинистического оригинала).

В Зале Лаокоона: Лаокоон с детьми (1–2 в. до н.э.).

В Галерее Аполлона: Аполлон Бельведерский (римская копия с работы Леохара 4 в. до н.э.), Меркурий (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.).

В Зале Персея или Кановы: Антонио Канова (1757–1822) – Персей (1800).

В Зале Гермеса: Гермес (римская копия с оригинала Праксителя 4 в до н.э.).

В Зале Апоксиомена: Апоксиомен (римская копия с оригинала Лисиппа 4 в до н.э.).

Музей Кьярамонти основан Пием VII Кьярамонти (1800–1823). Собраны произведения античного искусства: римский саркофаг (2 в.), Герма Гефеста (римская копия с работы Алкамена 5 в. до н.э.), Ганимед, похищаемый орлом (римская копия с оригинала Леохара 4 в. до н.э.), Голова императора Августа (1 в.), статуя Гигеи (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.), Антонин Пий (137–161), Афина с совой (римская копия с греческого оригинала 5 в. до н.э.), Геракл с палицей (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.), Август из Прима Порта (1 в.), Дорифор (римская копия с оригинала Поликлета 5 в. до н.э.), Демосфен (римская копия с оригинала Полиевкта 3 в. до н.э.), Статуя Нила (римская копия с эллинистической скульптуры 1 в.), Силен и Дионис (римская копия с оригинала Лисиппа 4 в. до н.э.), Аталанта (римская копия с греческого оригинала 3 в. до н.э.), мраморная колесница (1 в.до н.э.).
Orkide
Станцы Рафаэля (от итал. stanza – комната) – три парадные комнаты размерами 8 × 10 м и зал 10 × 15. Находятся в северном крыле Ватиканского дворца, построены при Николае V. В 1508–1517 над росписью стен работал Рафаэль Санти и его ученики.

Станца делла Сеньятура (от итал. segnatura – папский суд) – зал для заседания суда. Фрески олицетворяют духовную деятельность человека – богословие, философию, поэзию и юриспруденцию: Диспут (1509), Афинская школа (1509–1510), Парнас (1511), Юстиция (1511). В медальонах свода изображены аллегорические фигуры: Философия, Справедливость, Поэзия, Теология; на панно: Грехопадение, Суд Соломона, Аполлон и Марсий, Астрономия.

Станца д'Элиодоро – покои папы для приема гостей: Изгнание Гелиодора из храма (1511–1514), Месса в Больсене (1512), Освобождение св. Петра из темницы (1514), Встреча Льва I с Аттилой (1511–1514).

Станца дель Инчендио (от итал. incendio – пожар) – при Юлии II здесь заседал церковный трибунал, при Льве X – проходили тайные трапезы: Пожар в Борго (1514–1517), Коронование Карла Великого (1514–1517), Очистительная клятва Льва III (1514–1517). Битва при Остии (1514–1517) – роспись выполняли ученики Рафаэля по его картону.

Зал Констанца: стены расписаны учениками Рафаэля Джулио Романо (Пиппи Джулио) (конец 15 в. –1546) и Джован Франческо Пенни (1496–1528): Крещение, Битва императора Константина с Максценцием, Видение Константину Святого Креста, Пожертвование.

Капелла Никколина – небольшое помещение (6,6 × 4 м), стены которого расписаны в 1447–1450 фра Беато Анжелико (1387–1455). Верхний ярус фресок посвящен жизни Св. Стефана: Св. Стефан получает дьяконство, Св. Стефан раздает милостыню, Проповедь св. Стефана, Диспут св. Стефана, Св. Стефана ведут на казнь, Казнь св. Стефана. Нижний ярус посвящен Св. Лоренцо: Св. Лоренцо получает дьяконство, Св. Лоренцо получает сокровища от папы, Св. Лоренцо раздает милостыню, Св. Лоренцо перед трибуналом, Казнь св. Лоренцо.


Апартаменты Борджиа исполнены по заказу Александра VI (1492–1503). Стены расписаны Бернардино Пинтуриккьо (1454–1513) и его учениками. Залы получили названия по сюжетам росписей.

Зал Сивилл: двенадцать люнетт (от фр. lunette – часть стены, ограниченная аркой и ее опорами) с фигурами Сивилл и восемь небольших фресок.

Зал таинств веры: фрески Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Вознесение Марии.

Зал святых
: фрески Посещение Марии Елизаветой, Встреча святых Антония Аббата и Павла Отшельника в пустыне, Мученичество св. Себастьяна, Диспут св. Екатерины Александрийской с философами перед императором Максимилианом, Сусанна и старцы, Мученичество Варвары.

Зал наук и свободных искусств: фрески Риторика, Грамматика, Диалектика, Геометрия, Арифметика.

Зал чудес веры: изображения Давида, Соломона, Иеремии, Исайи, Малахия, Софония, Михея, Иоиля, а также праздники Епифания, Рождество, Благовещение, Успение, Вознесение, Троицын день.

Зал римских пап предназначался для папских церемоний.

Сикстинская капелла построена в 1475–1483 архитектором Баччо Понтелли (1450 – после 1494) при Сиксте IV (1471–1484). Внутри прямоугольный зал разделен мраморной решеткой, выполненной Мино да Фьезоле (1429–1484) и Джованни Далмата (1440–после 1509).

На боковых стенах расположены 12 фресок. Слева от алтарной стены изображены сцены из Ветхого завета: Обряд обрезания Моисея, Путешествие Моисея в Египет Бернардино Пинтуриккьо (1454–1513) и Пьетро Перуджино (ок. 1450–1524); Испытание Моисея и Наказание Корея, Дафана и Авирона Сандро Боттичелли (1445–1510); Переход через Красное море, Моисей на горе Синай и Наказание бунтующих Козимо Россели (1439–1507); Смерть Моисея Луки Синьорелли (ок. 1445–1523).

Справа от алтарной стены изображены сцены из жизни Христа: Крещение Христа Бернардино Пинтуриккьо и Пьетро Перуджино; Искушение Христа Сандро Боттичелли, Призвание первых апостолов Доминико Гирландайо (1449–1494), Нагорная проповедь Козимо Россели и Антонио Туччи, Передача ключей Пьетро Перуджино.

По заказу Юлия II Микеланджело Буонарроти расписывает потолок Сикстинской капеллы (1508–1512). Поле потолка разделено на девять прямоугольных композиций. Фрески начинаются от алтарной стены: Отделение света от тьмы, Сотворение Солнца, Луны и растений, Отделение суши от воды и сотворение рыб, Сотворение Адама, Сотворение Евы, Грехопадение и изгнание из рая, Жертвоприношение Ноя, Потоп, Опьянение Ноя. По углам композиций размещены двадцать фигур обнаженных юношей. По сторонам свода изображены пророки и сивиллы, а в распалубках свода – эпизоды из Ветхого завета: Битва Давида с Голиафом, История Юдифи, Падение Амана, Медный змий. В люнетах над окнами – предки Христа.

Алтарная стена расписана Пьетро Перуджино Нахождение Моисея и Рождение Христа (не сохранились). На их месте сейчас находится фреска Микеланджело Буонарроти (1535–1541) Страшный суд.

Ватиканская пинакотека открыта 19 марта 1908 в одном из крыльев Бельведерского дворца, в 1932 построено новое здание. Представлена византийская и европейская живопись 11–19 вв.

Среди шедевров собрания: Джотто ди Бондоне (1267–1337) и ученики: триптих Стефанески (1330–1335); Беато Анжелико (1387–1455): Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником (ок. 1435), Сцены из жизни св. Николая Барийского (1437), Св. Франциск Ассизский получает стигматы (ок. 1440), Пьетро Перуджино (ок. 1452–1523): Мадонна с младенцем и святыми (1495–1496), Воскресение (1499–1500), Коронование Марии (1503); Леонардо да Винчи (1452–1519): Св. Иероним (ок. 1482); Рафаэль Санти (1483–1520): Мадонна ди Фолиньо (1511), Преображение (1519–1520), Коронование Марии (1502–1504), Св. Петр (1513–1514), Св. Павел (1513–1514), (ок. 1490–1576): Портрет дожа Никколо Марчелло (ок. 1474), Мадонна с младенцем и святыми (Мадонна ди Сан Никколо деи Фрари) (1533–1535); Паоло Веронезе (1528–1588): Видение св. Елены (ок. 1570); Лудовико Карраччи (1555–1619): Троица с мертвым Христом (окТициан Вечеллио. Тициан Вечеллио); картины Гвидо Рени (1575–1642); Караваджо (1573–1610); Никола Пуссена (1594–1665) и др.

Ватиканская библиотека основана (1475) Сикстом IV. Хранятся более 60 000 рукописных томов, 100 000 авторских рукописей, 7000 первых печатных книг (инкунабул), 800 000 печатных изданий, 100 000 гравюр и географических карт, книжные миниатюры.


вращающаяся Вселенная, находящаяся у входа в библиотеки Ватикана. Именно так древние римляне представляли себе устройство Мира.

Галерея гобеленов – выставлены десять гобеленов, созданных по рисункам Рафаэля на Брюссельской мануфактуре.

Галерея географических карт – хранит около 40 карт (1580–1583) с изображением земель, принадлежавших Ватикану.

Галерея канделябров – названа по хранящимся в ней мраморным канделябрам. Собраны памятники классического искусства: саркофаг с изображением сцены Убийства детей Ниобеи, Артемида Эфесская (2 в.), Персидский воин (3 в. до н.э.).


Лоджии Рафаэля – тринадцать сводчатых пролетов украшены фресками из Ветхого и Нового Завета выполнены Рафаэлем и его учениками.

Коллекция современного церковного искусства создана в 1973 по указанию Павла VI (1963–1978). Представлены произведения современного искусства, картины и скульптуры, подаренные Ватикану художниками и коллекционерами: Матисс, Роден, Дали, Шагал, Утрилло, Кокошка, Пикассо, Сикейрос, Кандинский, Брак, Модильяни, Гуттузо и др.

Грегорианский музей светского искусства – основан в 1844, открыт для публики в 1970. Собраны произведения античности, найденные на территории Ватикана: Марсий, торс Марсия и голова Афины (римские копии со скульптурной группы Мирона), Нептун (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.), Софокл (римская копия с греческого оригинала 340 г. до н.э.) и др.
Orkide
просто фото ватикана





Orkide
Площадь Святого Петра



В эпоху античного Рима на территории, расположенной между двумя холмами – Яникул и Ватикан и ограниченной рекой Тибр был разбит цирк Нерона. Здесь же по преданию принял мученическую смерть и был похоронен Святой Петр.

Немного отступая в сторону от архитектуры, обратимся к истории религии: кто же такой Святой Петр? Один из последователей Иисуса, был женат, был рыбаком, встретив Иисуса последовал за ним до самого конца земного пути. Пётр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет. По мнению церкви апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял безнадёжных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. Апостол Пётр почитается в православной и католической церквях. Установлен праздник святых Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

По преданию, во время гонения Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году, вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I—II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой вероятность, что именно в этой могиле был похоронен Пётр, расценивалась как весьма высокая. Под впечатлением археологических исследований папа Павел VI в 1968 году объявил, что, исходя из исследований учёных, можно полагать, что могила апостола найдена.



Но вернемся к площади Святого Петра. Архитектором ее выступал Джан Лоренцо Бернини. Этот шедевр архитектурного гения был заложен в XVII веке. Лоренцо Бернини выполнял работы для собора Святого Петра с 1624 г. до конца жизни. Он создал монументальные статуи святых и папские надгробия, возвёл кафедру в главном алтаре и киворий (надстройку) над могилой Святого Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры. Но самое замечательное творение мастера — площадь перед собором.
Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь, перед главным собором католического мира, огромное число паломников, говорящих на разных языках, должны были почувствовать своё духовное единство.

А для воплощения этих идей Бернини нашёл замечательное решение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами.

На трапециевидной площади вы поднимаетесь по величественной лестнице, также спроектированной Бернини. По сторонам ее стоят две колоссальные статуи XIX в.: слева — св. Петр, справа — св. Павел.



В симметричных точках овальной основной площади расположены фонтаны, а между ними — обелиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.

Вторую, большую площадь, окружают две полуциркульные колоннады, состоящие из четырех рядов дорических колонн. (284 дорических колонны, расположенные в четыре ряда). Над колоннадой установлены 96 статуй святых и мучеников церкви. Площадь находится у восточной границы Святого города.

B цeнтpe плoщaди — eгипeтcкий oбeлиcк выcoтoй 35,5 м, пpивeзeнный из Гeлиoпoля, и двa фoнтaнa XVII в. работы Мадерно и Бернини. Если cтoять мeжду oбeлиcкoм и любым из фoнтaнoв, кaжeтcя, чтo кoлoннaдa cocтoит лишь из oднoгo pядa кoлoнн. Шиpoкaя лecтницa вeдeт к сoбopу cв. Пeтpa.

Обелиск, датируемый I веком до н.э., был доставлен из Египта по приказу Калигулы для того, чтобы он метил одну из половин его цирка. В 1586 году Папа Сикст V распорядился чтобы обелиск был переставлен на площадь, что было выполнено архитектором Доменико Фонтана.

Золотой шар, венчающий обелиск, окутан легендами. Одна из них гласила, что в шаре находились останки Юлия Цезаря. Сегодня же в шаре помещена урна с реликвией (фрагменты креста, на котором его распяли Иисуса).


Папа Римский Бенедикт XVI на площади Святого Петра на воскресной пасхальной службе в Ватикане.


В наши дни площадь является местом паломничества верующих со всего света. При общем населении Ватикана порядка 820 человек — в воскресные дни тут собираются тысячи прихожан, а в день Пасхи их количество исчесляется сотнями тысяч. Так, в 2009 году Папа римский Бенедикт XVI в присутствии на площади Святого Петра в Ватикане пасхальную мессу и поздравления с Пасхой папа традиционно озвучил на 63 языках!!!

А совсем недавно, в октябре 2008 здесь и вовсе устроили марафон. Но не спортивный, а библейский. Тогда 1248 чтецов самых разных народов и религий на протяжении 140 часов непрерывно читали стихи из Библии. Среди них были три бывших президента Италии, магистр Мальтийского ордена, известные журналисты, режиссеры и актеры. Также в марафоне приняли участие трое слепых, а один из фрагментов продемонстрировали на языке глухонемых.




Luna
Ключи от Рима



Многим из нас довелось познакомиться с Римом благодаря “Римским каникулам”, побродить по его улицам вместе с героями фильма “Однажды в Риме”, путешествовать по площадям и соборам, зачитываясь “Ангелами и Демонами”... Но не возможно даже представить себе, как в действительности прекрасен древний холм Палантин, когда солнце окрашивает стены Форума Траяна в нежно-розовый цвет. И как ослепительно сияет купол собора Святого Петра, если взглянуть на него из тайного окна...

Обаяние вечности

В девять утра возле Колизея тихо и пустынно. Свои неизменные позиции заняли только хранители древностей — поджарые римские кошки да коренастые гладиаторы. Первые нежатся под ласковым солнцем, вторые лениво прогуливаются взад-вперед, без умолку болтают по мобильному и выразительно жестикулируют, поправляя на ходу бутафорские латы. И те и другие ожидают туристов. Но пока нет толчеи, можно неторопливо осмотреть этот знаменитый символ Италии и полистать путеводитель.

Там сказано, что первоначально Колизей назывался Амфитеатром Флавиев — в честь императорской династии. Сегодня, много веков спустя, творение Веспасиана и его сына Тита поражает своими размерами и инженерными находками. Оказывается, арена имела подвижный деревянный пол, который поднимался и опускался. Иногда ее заполняли водой с помощью подходящего к Колизею рукава акведука и устраивали морские сражения. Но в основном проводили соревнования на колесницах, гладиаторские бои и театральные представления. Причем на импровизированной сцене одновременно могли находиться три тысячи бесстрашных воинов, а на четырех ярусах — около 55 тысяч зрителей, неистово требовавших хлеба и зрелищ. Как тут не воскликнуть O tempere, o mores! — О времена, о нравы! Впрочем, тогда и время было другое, и нравы.



Тайное окно

А теперь перенесемся на Авентинский холм. Это место в Риме особенное, и не только потому, что тут самые шикарные виллы. Есть и другая причина, правда, она известна лишь посвященным. Неподалеку от Площади мальтийских рыцарей, в массивных дверях монастыря есть так называемое “священное отверстие”, откуда видно объекты, принадлежащие трем разным государствам: Мальте, Италии и Ватикану.

В одно из таких отверстий можно увилеть купол собора Святого Петра (или, как говорят в Италии, Сан-Пьетро). Он кажется настолько близким, что до него можно дотронуться рукой. Но это иллюзия, до Ватикана почти четыре километра...

Рядом находится парк Савелло с нарядными олеандрами, апельсиновыми деревьями и ярко раскрашенными лавочками — говорят, с этой точки Рим особенно хорош. Наверное, поэтому здесь всегда полным-полно влюбленных парочек. Они целуются, будто не виделись целую вечность. Но кто их осудит? Ведь у любви, как и у вечности, свои законы, свой отсчет времени...



Объекты культа

Итальянцы говорят, что в Европе шедевры хранятся в музеях, а в Италии — в церквах и соборах. И это чистая правда. В Риме они на каждом шагу, и в любом найдутся работы великих мастеров — Караваджо, Тинторетто, Веронезе, Тициана, Ван Дейка, Веласкеса, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо Да Винчи. Впрочем, изящную отделку, роскошные интерьеры, расписные купола, затейливые фрески — все это заслоняет Пантеон.

В средние века храм всех богов стал христианским. Есть даже такая поговорка “Кто был в Риме и не видел Пантеона, тот как приехал ослом, так и уедет”. Когда, запутавшись в кривых переулках, выходишь к зданию, от неожиданности вздрагиваешь — насколько он огромен. Обходя вокруг будто вросшего в землю храма, даже не подозреваешь, что ожидает тебя внутри. А переступив порог — переносишься в прошлое. Глаза долго привыкают к темноте, ведь свет проникает через единственное отверстие в центре купола, напоминающее всевидящее око небес. В древности под ним находился алтарь, где сжигали жертвенных животных. Здесь и в самом деле легко представить себе языческие богослужения. Несмотря на то что он стал христианским в начале VII века, античная атмосфера сохранилась. Вечность и сиюминутность сливаются воедино, отчего возникает странное ощущение. Каждый, кто побывал в Пантеоне, по-новому чувствует связь времен.



Уста истины

В церквушке на площади Бока делла Верита находится знаменитый барельеф “Уста Истины”. Сегодня его изображение украшает игральные автоматы разных курортов мира. Но вряд ли вызывает такие же сложные чувства, которые испытывали римляне. Для них это был лик сурового, но справедливого бога, ему давали клятвы и в подтверждение своих слов подносили руку к каменному жерлу. Если человек говорил неправду, то немедленно ее лишался. Тогда верили: карает высшая сила, но теперь известно: за маской скрывался палач. Он подслушивал разговоры и приводил в исполнение приговор. Нечестные торговцы и неверные супруги, воришки и мошенники горько раскаивались в содеянных грехах. Теперь же античный “детектор лжи” — настоящий аттракцион для туристов. Посмеиваясь друг над другом, они выстаивают в длинной очереди, чтобы разыграть минутный спектакль и сделать красочные снимки на память.

Что дальше? По плану осмотр собора Святого Петра, музеи Ватикана и замок Святого Ангела, напоминающий о чудесном избавлении Рима от страшной чумы в VI веке.



Итальяно веро

“Трастевере” переводится с латинского как “по ту сторону Тибра”. По иронии судьбы, район, который считается “самым римским”, долгое время принадлежал иностранцам — сирийцам, грекам и евреям. Возможно, потому, что находился на окраине и специализировался на торговле. И только когда эта территория официально стала частью Вечного города, туда перебрались истинные римляне. В основном работяги-строители. Так появился один из самых пестрых многонациональных городских районов, отличавшихся собственным диалектом и космополитизмом. Главным принципом обитателей был и остается — “живи и дай жить другим”.

Утром здесь настолько тихо, что слышно, как переговариваются соседки с разных этажей. Зато вечером жизнь бурлит: сувенирные лавки, модные бары, уютные траттории и остерии, где подают настоящие римские специалитеты. Пусть вас не смущают их сложные названия, за ними скрываются простые, но очень вкусные блюда. Например, полпеттоне — мясо с ветчиной, сыром и зеленью, спагеттикацио — паста с сыром и перцем, а знаменитая ригатони а ла карбонара — паста с соусом из яиц, пармезана и жареного бекона. И вот тут, неторопливо смакуя деликатесы, наконец понимаешь истинную суть города. Какая история, какая вечность? Рим — это город, существующий здесь и сейчас!



Три монетки в фонтане

Козьма Прутков, изрекший крылатую фразу “Если у тебя есть фонтан, заткни его, дай отдохнуть и фонтану”, вряд ли имел в виду римские сооружения. Потому что представить без них город совершенно невозможно. Во-первых, это источники кристально чистой воды, которая вкуснее любой минералки. До сих пор она поступает по античным акведукам, поэтому утолить жажду в Риме — не проблема. Их более двухсот, не считая двух тысяч невзрачных чугунных колонок. Во-вторых, практически все фонтаны — самые настоящие произведения искусства, созданные известными скульпторами и архитекторами. В свете вечерних огней мраморные статуи, украшающие их, кажутся особенно прекрасными. И наконец, существует верная примета: если выпить глоток воды или бросить в фонтан монетку — снова вернешься в Рим. Ведь, как известно, туда ведут все дороги.

Luna
Интересные факты о римских фонтанах


Самые красивые.
Фонтаны Мавра, Нептуна и Четырех рек на площади Навона. Последний олицетворяет великие реки и континенты: Ганг (Азия), Дунай (Европа), Рио де ла Плата (Америка) и Нил (Африка); “Лодочка” на площади Испании. а также фонтаны-двойники на площади Святого Петра.



Самые символичные.
Фонтаны Адриатического и Тирренского морей символизируют новую Италию — объединенную и свободную.



Самые “священные”.
Один из них, построенный по заказу папы Климента ХI, находится на площади Бока делла Верита. Он выполнен в виде тритонов, поддерживающих огромную раковину. Два других — Пчел и Тритона — сделаны по заказу папы Урбана VIII, поэтому на них есть геральдический знак его рода — пчелы.



Самый необычный.
Фонтан Черепах изображает молодых людей, которые помогают черепахам взобраться на край чаши с водой.



Самый скандальный.
Фонтана Наяд во время открытия в 1901 году вызвал бурю негодования из-за чрезмерно эротичных поз обнаженных нимф.



Самый театральный.
Фонтан Треви напоминает сцену, поэтому его часто снимали в кино. Говорят, туристы оставляют на дне бассейна до полутора тысяч евро в день — и это несмотря на официальный запрет!

Lady Rain
Риму исполнилось 2768 лет

20 Апрель 2015


В Италии отметили «День рождения» Рима, которому исполняется 2768 лет

В Италии отметили «День рождения» Рима, которому исполняется 2768 лет. В рамках «Дня рождения» прошли различные мероприятия и шествие, в котором приняли участие две тысячи людей в разных нарядах, относящихся к Римской империи.

Организованные группой Gruppo Romano Storico, которая ведет деятельность с целью ознакомления с историческими и культурными центрами, мероприятия состоялись в воскресенье, несмотря на то, что Рим был создан 21 апреля 753 года до н.э.

Шествие началось в ипподроме Circo Massimo и завершилось на проспекте перед символом города Колизеем.

Участники шествия были одеты в исторические наряды, кто в гладиатора, а кто в наряд римского сенатора античного периода.

Согласно легенде, римский военный, историк и писатель Верроне ссылаясь на астрологические вычисления своего друга Лучио Тарузо, Ромул создал Рим 21 апреля 753 года до н.э.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2019 IPS, Inc.