Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Нэцкэ и все о них
Любящие сердца :: Seven urekler > Атлас > Атлас > ◊ Япония ◊
Orkide
НЕМНОГО ИСТОРИИ



Есть страны и культуры, представляющие для мира неостывающий интерес. Такова Япония. Её притягательная сила рождается из долгой истории, из оригинальной этики, яркого искусства. Глубина японской жизни и работы её мастеров давно стали предметом научных статей, товаром для западных дилеров и поводом к пылкому пристрастию коллекционеров. Уже не первое десятилетие одним из таких увлечений остается резная японская миниатюра нэцкэ (netsuke), возникшая некогда с целями вполне бытовыми.

Сложилось так, что традиционная одежда на Японских островах была элегантной, но не имела карманов, и свои личные вещи японцы приспособились носить в небольших сумках или футлярах, которые подвешивали к поясу-кушаку. Нецке были аналогом пуговицы, мини-стопорами на конце тесьмы, мешающими этим сумкам упасть. Благодаря многозначности иероглифов и в зависимости от написания "нэцкэ" переводится, как "прикреплять и подвешивать" ( китайцы переводили свои аналоги как "маленький висящий предмет"). Со временем нэцкэ стали декоративными, а выдумка и мастерство японских резчиков превратили их настоящие произведения искусства.

Японские боги и культовые фигуры всегда носили неземной характер и были лишены физической оболочки. Признаки присутствия богов японцы видели через священное Зеркало и Саблю. Божественное проявления виделись им в священных горах, реках, деревьях.

Пришедший в VI веке с Корейского полуострова буддизм принес на Японские острова концепцию близости и почти равенства человека и божества. Теперь Бог мог иметь сотни человеческих лиц. Будда Любви и Благодарности нес в себе умиротворение, способное успокоить даже детей и женщина Будда Гнева и Мести одним своим видом приводил окружающих в трепет. С распространением новой религии появляются целые династии резчиков, создающих не только фигуры в человеческий рост, но и крошечные нэцкэ величиной от двух до семи сантиметров. Первыми японскими учителями нового искусства были китайцы, но шаг за шагом оригинальная японская миниатюра становится для остального мира одним из путей познания японской культуры и души.

Из требований, предъявляемых к нэцкэ, главными были два: её прочность - чтобы удерживать предмет, прикрепленный к поясу, и её дизайн. Став частью повседневной жизни, нэцкэ были не только практичным украшением; они могли отражать социальное положение владельца и даже его религиозные и нравственные оценки. С помощью нэцкэ крепили амулеты, кожаные кошельки, походную пиалу для саке. На картинах и свитках, изображающих битву японцев с нашествием монголов в 1293 году, изображены воины с сумками на поясе и миниатюрными нэцкэ.

Примерно в 1543 году португальские мореплаватели привезли в Японию табак, попавший в Европу с острова Тобаго и любимый индейцами. Несмотря на запреты императоров и местных властей на его выращивание и продажу, в XVIII веке любовь японцев к табаку, ношение на поясе кисетов и нэцкэ становится повсеместным.

Но нэцкэ использовали не только как деталь одежды. Примерно в это же самое время в Японии появляется такой редкий и дорогой материал, как рог носорога и моржовая кость, привозимые голландскими купцами, по сути, первыми связавшими Японию с Европой. Японские знахари верили, что если поверхность нэцкэ, изготовленную из полых костей кита-нарвала или моржового бивня, соскоблить ножом и порошок этот бросить в отвар, то это средство способно излечить простуду.

Эпоха массового интереса японцев к нэцкэ как к факту искусства началась в XIX веке, когда ряд мастеров, основываясь на старых записях, картинах и гравюрах, стали воссоздавать античные японские нэцкэ X-XIII веков.Сегодня полки музеев и коллекций занимают нэцкэ в форме знаменитой бутылочки для рисовой водки саке или копии куклы XVIII века из слоновой кости, ставшей классикой, и миниатюрные маски из театра Кабуки XVI-XVII веков.

На протяжении долгого времени нэцкэ были чем-то вроде культурных и религиозных хроник из жизни страны; их сюжетам и героям нет числа. Среди них - боги и демоны, пейзажи и люди, птицы и животные. Азартные игроки носили нэцкэ со змеёй или черепом, что должно было принести им удачу, верующие - фигурки знаменитых буддистов, любители театра - нэцкэ, изображающие маски, люди, желающие выздороветь, фигурки, изображавшие целителей или слепых массажистов.

Жизнь у мастеров нэцкэ была несравненно беднее, чем у придворных художников, обслуживавших японских феодалов сёгунов: художники лучше оплачивались и даже могли получить творческую студию от императорского департамента искусства. Зато творческой свободы и возможностей для поиска у авторов нэцкэ было гораздо больше. Эта раскованность мастеров нэцкэ видна в их ироническом, а порой и карикатурном изображении богов и религиозных кумиров, в значительно опережающей своё время пластике. Например, S. Unjido, изобразивший знаменитого китайского монаха VII века Б.Зен-Ши, а также десятки других мастеров.

Немало профессиональных ухищрений, секретов и сноровки было вложено в дизайн нэцкэ. Например, миниатюра "Осы" была выполнена в форме сот, из которых выглядывают крошечные осы. При встряхивании эта нэцкэ издавала звук трещотки, подражающий жужжанию осы, но "шумовые элементы" из самой миниатюры не выпадали. Другие хитроумные изделия прятали в себе скрытые выдвижные части или другие маленькие сюрпризы. Выдающимся мастером XVIII века считается Tоmokazu из Киото. Его знаменитая нэцкэ "Слепой не боится змеи, или Неведающий - счастлив", размером всего в 5 см считается подлинным шедевром. О его способности отдаваться работе на несколько суток подряд, позабыв о еде, рассказывали хроники. Его мастерство и память о нем увековечены в одном из самых известных японских храмов.

Выдающимся мастером нэцкэ признан S.Yoshimura, работавший в середине XVIII века. Его фигуры демонов, сделанные из раскрашенного кипариса, находятся в Императорском музее Токио. Великий японский мастер XIX века Кайгокусаи был самоучкой. Немногочисленные работы, оставшиеся на родине ( 80% его работ было вывезено за границу), хранятся в коллекции императорской семьи. Его выдумка была неистощима. Серия его эротических нэцкэ "с запретными наслаждениями" была невозможна в практическом применениии, но зато cтала доходной статьёй экспорта и хранится в частных коллекциях и музеях. Он был знаменит своим талантом, большим кругом учеников, тем, что ежедневно выпивал больше двух литров рисовой водки саке, и, тем не менее, прожил восемьдесят лет.

Но даже став предметом искусства, нэцкэ в большинстве своём еще долгое время оставались только частью ансамбля, дополняющего кимоно, и, как правило, выполнялись в едином стилевом ключе вместе с небольшими сумочками - инро ( inro), которые могли быть сделаны из дерева, кожи, керамики, и зажимами, стягивающими шнур у сумки - ojime. В зависимости от назначения инро могли состоять из нескольких отделений; в которых странники или торговцы хранили лекарства, бумаги и т.д.; их носили хмурый чиновник, непреклонный самурай и сговорчивая гейша.
Orkide
В зависимости от формы миниатюр и их сюжетов японские эксперты делят нэцкэ на четыре типа. Первая, katabori, изображает человеческие фигурки и животных. Вторая, katamiguta ( из районов Токио и Киото), имеет чашеобразную или овальную форму. Представляет собой комбинацию слоновой кости, рога с металлом или сплавами в виде диска. Такие нэцкэ делали многие известные граверы по металлу.

Нецке manju делают из дерева, бамбука, слоновой кости. Они были круглыми, плоскими или квадратными по имени пирога, называемого manju. Такие нэцкэ украшались резьбой или гравировкой и тоже состояли из разнородных материалов.

И, наконец, нэцкэ ryusa: с изображением цветочного орнамента, птиц и арабесок. Разумеется, такое разделение - самое общее. Собиратели предпочитают отбор по принадлежности к определенной художественной школе или историческому периоду, или сюжету.

История экспорта нэцкэ на Запад началась с любопытного эпизода. Известно, что в 1853 году американский командор М.Перри по приказу президента США Филмора привел свои корабли к Токио и убедил Японию стать открытой для торговли с Западом.

Один из носильщиков, обслуживающих американских моряков, носил свой кисет с табаком на поясе; заметив его нэцкэ в форме театральных масок, кто-то из офицеров был поражен их красотой и изяществом и попросил носильщика продать их ему или подарить. Японец, напуганный настойчивыми просьбами иностранца, беспрекословно расстался с нэцкэ, получив за это от американца множество сувениров и подарков. История дошла до японских властей, которые, прежде всего, обвинили бедного носильщика в самовольной торговле с иностранным государством и посадили его в тюрьму. По просьбе американцев беднягу вскоре выпустили, а офицер разыскал его и сказал, что готов купить целую партию нэцкэ и даже дать на это деньги. Со временем носильщик по имени Козабуро открыл торговую компанию Sanko Schokai по продаже нэцкэ и предметов искусства в страны Запада. С тех пор десятки тысяч лучших японских нэцкэ украшают собрания музеев и частных коллекционеров по всему миру, а японские историки искусства не скрывают огорчения по поводу бедности национальных экспозиций и свершившейся утечки части своего культурного наследия.

Но, несмотря на жалобы японских искусствоведов, музей Такаяма, расположенный в префектуре Нагоя, располагает прекрасной коллекцией из более чем трехсот старинных нэцкэ, инро и старинных табачных кисетов для ношения на поясе. Туристы и посетители музея не только наслаждаются гармонией и красотой миниатюр, но и погружаются в склонную к размышлениям и философским мыслям атмосферу, окружающую эти места. Здесь, неподалеку от горы Койя, находятся мавзолей одного из выдающихся японских буддистов IX века Кобо Даиши и сотни могил его последователей, приезжавших сюда в конце жизни, чтобы обрести свой последний приют рядом c учителем.

С последующим появлением в обиходе японцев европейского костюма с десятком карманов создание нэцкэ окончательно определяется как самостоятельное направление в декоративном искусстве.

Среди десятков тысяч экспонатов Музея Питта Риверса при Оксфордском университете достойное место занимает коллекция нэцкэ, подаренная музею в 1944 году Г. Гюнтером. Разнообразие сюжетов и мастерски исполненная резьба по дереву и кости привлекаюет к коллекции множество посетителей. Среди восьмисот миниатюр есть насколько изображений монаха Дарумы, почитаемого всеми основателями японского дзен-буддизма, который, по преданию, общаясь с космосом, медитировал так долго, что ноги его потеряли способность ходить.

Как и многие другие музеи США, Музей искусства Азии в Сан-Франциско начался с огромной частной коллекции восточного искусства, которую подарил в 1966 году крупный чикагский промышленник и коллекционер А Брундейж. Более трехсот античных нэцкэ и инру XVIII и XIX веков сегодня составляют одно из наиболее полных и интересных собраний в стране.

Американец В. Бошар собирает японскую живопись и нэцкэ вот уже четыре десятка лет. В 1964 году, находясь в Токио, он купил в художественной галерее двенадцать штук нэцкэ , выполненных как знаки зодиака. Они были подписаны знаменитым мастером Мацасуга и относились, по словам владельцев галереи, к концу XIX века. Позднее, узнав предмет поближе, он понял (как это бывает с начинающими), что купил подделку 1960 года изготовления. Более того, он узнал подлинное имя автора подделки, который и сам считался отменным мастером: просто галерея " попросила его помочь" и подписаться чужим именем. Сегодня эти экспонаты находятся в его собрании под настоящим именем автора. В собрании Бошара более 500 нэцкэ, и, что особенно ценно для собирателя, приобретение многих из них было одобрено крупнейшим в мире авторитетом в области нэцкэ Р. Бушелом. Нэцке

Р. Бушел начал составлять свою коллекцию в 1945 году, в бытность свою капитаном американского флота, расквартированного в Японии. Занимаясь собирательством нэцкэ в течение всей жизни, он создал крупнейшее в мире частное собрание. Оставшись жить в Японии, и годами ведя серьёзную исследовательскую работу, он отыскивал в японской провинции настоящие шедевры. Р. Бушел не только написал ряд обзорных и аналитических статей по искусству нэцкэ, но перевел с японского и адаптировал для англоязычного читателя работу известного искусствоведа У. Рейкики, впервые пробудив во всем мире живой интерес к этому искусству . И хотя коллекция Р.Бушела была четыре года назад распродана его потомками на аукционе Cотби, 150 работ из его коллекции по-прежнему украшают постоянную экспозицию County Museum в Лос-Анджелесе.

Мир нэцкэ поражает разнообразием сюжетов и материалов.Нецке может быть изготовлена из панциря черепахи, фарфора, коралла, янтаря или лакированного дерева. Cегодня нэцкэ - это не только коллекционирование, но и часть прибыльного сувенирного бизнеса. Их выпускают в форме пепельниц и зажигалок, куколок и пластинок, украшенных мини-компасом или циферблатом солнечных часов. Элегантные нэцкэ украшают рукоятки коллекционных кинжалов, канделябров и личных печатей. В число популярных на рынке украшений входят и нэцкэ, сделанные в форме подвесок на цепях или кожаных шнурах и украшенные полудрагоценными камнями.

Orkide
Типология (виды) нэцкэ


* катабори (形彫) — самый известный вид нэцкэ, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории нэцкэ (конец XVIII — начало XIX века).


* анабори (穴彫) — подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины.


* саси (差) — Одна из наиболее старых форм нэцкэ. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления саси отличается от всех других форм. Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби-хасами, изобретённое в Китае. Оно впринципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами. Позже, в период развитого искусства нэцке, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.


* маска (яп. 面 мэн) — самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски Ноо, по своим свойствам сходна с катабори и мандзю/кагамибута

* итараку — нэцкэ в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника.

* мандзю (饅頭) — нэцкэ в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю. Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.


* рюса (柳左)— Вариант формы мандзю. Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, с катабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.


* кагамибута (鏡蓋) — тоже сходна с мандзю, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления выполненого с использованием широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.


Этими формами, конечно, не исчерпывается всё многообразие нэцке. Существовали так называемые «курьёзные» нэцкэ — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а так же брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счётов — соробан, компаса, кремня и огнива, пепельницы и т. д. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.
Orkide
Материалы, используемые при изготовлении


Материалы нэцкэ разноообразны.

Нэцке резали из:

* дерева,
* слоновой кости
* моржовой кости
* рога оленя
* рога буйвола
* носорожьего рога
* рога нарвала
* клыков вепря
* клыков медведя
* клыков волка
* клыков тигра
* костей различных животных.

Использовались, хотя и гораздо реже:

* лак
* металлы
* фарфор
* бамбук
* разные виды коралла
* разные виды янтаря
* черепаховый панцирь
* стекло
* агат
* нефрит
* кремень
* окаменевшее дерево.

Для ношения могли приспосабливаться

* тыквы-горлянки
* раковины

или же предметы, имевшее первоночально другое назначение, — например,

* детали оправы холодного оружия.

Однако нэцкэ из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию давно оформимившихся видов прикладного искусства со своими традициями и приёмами. Развитие же нэцкэ как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

* Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно «молодой». До периода Токугава о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Аннама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для сямисэна. Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление нэцкэ, что наложило отпечаток и на форму таких изделей. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

* Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других —
* кипарисовик японский (хиноки).

Большая часть нэцкэ раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к нэцкэ, полнее всего удовлетворяет

* самшит японский (цугэ) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо хиноки, использовали лёгкую и мягкую древесину

* корейской сосны (тёсэммацу), отличающуюся красновато-жёлтым оттенком.

Нэцкэ резали и из

* персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и чёрную серцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжёлых и твёрдых пород, кроме самшита, для изготовления нэцкэ применяли

* прунус (ису), древесина которого имеет тёмно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют нэцкэ из

* бледно-розовой вишни (сакура),

а также из

* чёрного дерева, которое привозили из Индии

Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как

* тис
* чайный куст
* камфорное
* железное дерево
* камелия
* жужуб
* сосна
* сандал
* грецкий орех
* бетелевый орех (растительная слоновая кость)
* пальмовый орех (в период Мэйдзи, его привозили из Южной Америки).

Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.

Символика материала

В большинстве случаев материал обладал символическим подтекстом.

Так, самшит-цугэ, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые нэцкэ, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения нэцкэ, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости. Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия. Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и нэцкэ из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и нэцкэ из сакуры, берёзы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.
Orkide
Японская нэцкэ - это небольшая резная фигурка, выполненная из кости или дерева. Нэцкэ имеет сквозное отверстие (химотоши) для шнура, концы шнура пропускаются через отверстия в нэцкэ и завязываются. Сложенный пополам шнур продевают за пояс, так что на одном свисающем конце находится носимый предмет, а на другом - в качестве противовеса – нэцкэ. Нэцкэ не следует путать с окимоно - миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению и по сюжетам, а нередко и по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура. Слово "окимоно" является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров предназначенной только для оформления интерьера.





Orkide
Наиболее популярными являются семь богов счастья из народных верований.

Дайкоку -- главный среди семи богов, бог счастья, он выступает покровителем домашнего очага. Изображается в костюме каригину, с "молотком счастья", крысой и мешком.

Первоначально его почитали крестьяне, как бога плодородия, но со временем он стал богом богатства вообще и покровителем домашнего очага. В руках у него - волшебная колотушка, с каждым ударом которой исполняется какое-либо людское желание, а за спиной мешок с волшебным рисом. Крысы, которых часто изображают на мешке, указывают на его щедрость, ибо они прогрызают мешок, и волшебный рис - символ богатства и достатка - щедро и безудержно сыплется в человеческие руки. Среди нэцкэ есть модель Дайкоку, у которого на мешке надпись из трактата Лао Цзы "Даодэцзин" : Доведи красоту души до совершенства, и тогда богатство и удача сами потекут к тебе, а тебе останется только вкушать их плоды".


Фукурокудзю -- бог мудрости и долголетия, бог чинов. Изображается в виде старца с вытянутым черепом, его атрибуты: посох, свиток, олень, ребенок.

Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутые размеры, гротескные черты лица, глубокие поперечные морщины на лбу, в руках он держит посох со свитком. Его неразлучные спутники - журавль (символ долголетия) и черепаха (символ мудрости). Он отличается тихим, спокойным нравом, любит играть в шахматы и считает превеликой добродетелью умение зрителей молча следить за чужой игрой. Он глубоко понимает вечность, поэтому достойным может даровать долголетие и даже бессмертие. Тем не менее, будучи мудрецом, он высоко ценит и юмор и вполне прощает добродушные насмешки над собой. Иногда Фукурокудзю приравнивается к божеству долголетия Дзюродзину. Иногда он изображается в виде перевертыша - огромной небесной черепахи - символа мудрости и Вселенной.


Хотэй -- "холщевый мешок" -- покровитель детей. Он воплощает счастье и беззаботность, благополучие и довольство. Изображается в виде смеющегося толстого бритоголового монаха с длинными мочками ушей, с брюшком, в сопровождении карако (китайского ребенка). Его атрибуты -- четки, веер, мешок.

Он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть фигурку Хотэя по животу 300 раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение Хотэя связано с конкретным персонажем, который жил в Китае в Х веке: маленький, толстый монах по имени Ци Цы с большим холщовым мешком и четками, ходивший по деревням. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-то спрашивал, что находится в его мешке, он отвечал, что там у него весь мир. Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Хотэй сказал: "Эх, люди, люди, не узнали вы меня. Ведь я грядущий Будда-Майтрейя". И, действительно, Хотей считается эманацией Будды-Майтрейя. На Дальнем Востоке пришествие Будды-Майтрейя, которое понималось как упорядочение Вселенной, как достижение мировой гармонии, в народном осмыслении означало наступление эры процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни всех людей. Не случайно Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности. В XYII в. образ Хотея был канонизирован.


Бисямонтэн -- страж Севера и повелитель Якш, он дарует богатство. Изображается грозным воином в доспехах с трезубцем и пагодой в руках.

Добрый воин, податель духовных и материальных богатств. Покровитель воинов и людей, занимающихся боевыми искусствами, помогает им обрести необыкновенную силу духа и мужество, мудрость и справедливость. Происходит он от индийского гневного божества, но, как бог счастья, сражается только в защиту добра. Его девиз - "верность, долг, честь", и покровительствует он людям, исповедующим именно эти добродетели. Легенда гласит, что однажды отшельник с горы Сиги в качестве награды за свои добрые дела и мудрость мистическим путем получил чудотворную скульптуру Бисямонтэна, которая принесла множество благ людям.


Бэндзайтэн -- единственное женское божество в этой семерке -- дарует богатство и счастье, покровительствует музыке и искусству. Изображается с лютней в руках и, иногда, со свернувшейся змеей в высокой прическе.

Ее связывают с индийской богиней Сарасвати, символом Женщины, дарующей жизнь всему во Вселенной, и в таком контексте Бэндзайтен, почитается как богиня долголетия, приносящая долгую жизнь и защищающая от стихийных бедствий. Как божество вод, Бэндзайтен рассматривается как "очистительница", омывающая душу и сердце человека. В руках у нее бива - священная лютня, ее бессмертная музыка поддерживает вдохновение творческих людей, поэтому ее считают также покровительницей музыки и вообще изящных искусств. Еще ее называют божеством красноречия, ибо она дарует красноречие и мудрость. В Япония имя Бэндзайтэн стало нарицательным для красивой женщины. Бэндзайтен женское божество счастья.


Дзюродзин -- покровитель науки, путешествий и охоты, божество долголетия. Атрибуты Дзюродзина примерно те же, что и у Фукурокудзю, но череп Дзюродзина не так вытянут. Обычно изображается с покрытой головой.

Как правило, в изображении Дзюродзина присутствуют атрибуты, указывающие на пожелание долгой, счастливой жизни: свиток с надписью "Небеса даруют бессмертие", волшебный музыкальный инструмент, при звуках которого происходит омоложение человека и исполнение всех добрых пожеланий. Часто его сопровождает священный олень, которому более двух тысяч лет. Иногда изображается тройная свастика - символ вечного движения. В отличие от тихого Фукурокудзю, слывет весельчаком, любителем вина и женщин, без чего, в понимании японцев, нельзя достичь истинной мудрости. Иногда он считается защитником путешествующих.


Эбису -- покровитель торговли и рыбной ловли. Иногда выступает и как горный бог, а в паре с Дайкоку -- как покровитель домашнего очага. Изображается в высокой шапке с заломом, удочкой и рыбой тай. Сейчас Эбису считается еще и покровителем бизнесменов.

Первоначально он был богом рыбаков и изображался в высокой шапке, с удочкой и священной рыбой Тай - символом удачи и духовных достижений в руках. Со временем он стал считаться вообще покровителем торговли, причем наряду с удачей олицетворял еще и честность в торговых делах, а рыба Тай стала символизировать награду за внутреннюю чистоту, ведь "трудно поймать священного карпа голыми руками в чистой воде". Наряду с этим, Эбису также как и Дайкоку считается покровителем домашнего очага, и в этом качестве их часто изображают вместе. Как покровитель ремесел Эбису иногда изображается в виде мастеров различных профессий - ловец цикад, мастер чайной церемонии и др.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2019 IPS, Inc.