Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Китайская каллиграфия
Любящие сердца :: Seven urekler > Атлас > Атлас > ◊ Китай ◊
Alessa
Китайская каллиграфия
www.china-shufa.narod.ru

Сутра "Сердце"



Ван Сичжи ""Орхидеевая беседка, предисловие"

Alessa
Иероглифы триграмм из Книги Перемен

Alessa
Alessa
Alessa
Alessa
Alessa
Alessa
Alessa
Благопожелательная парная надпись (чуньлянь)


Снегом благодатным провожаем уходящую зиму


Ветерком гармонии встречаем приходящую весну

Можете повесить надпись на дверях дома, подписать поздравительную открытку и т.д.
Alessa
Благопожелательные иероглифы


Счастье - сян


Счастье - фу


Изобилие - фэн


Дракон - лун


Долголетие - шоу


Гармония - хэ


Феникс - фэн


Карьера - лу


Энергия -ци


Любовь - ай

Эти иероглифы могут стать очаровательным подарком друзьям и близким. Например, вы можете их поместить на открытках, фотографиях, магнитиках и т.п.
Alessa
Благопожелательная парная надпись (чуньлянь):


Песня победы наполнила землю большую!

Светом весны наливается Духа вместилище!
Можете повесить надпись на дверях дома, подписать поздравительную открытку и т.д.
Alessa

Иероглиф "Шоу" - долголетие
Alessa


"Четыре драгоценности ученого"


Кисть, тушь, бумага, тушечница - эти четыре предмета материальной культуры традиционного Китая известны как "четыре драгоценности ученого". Этим названием они обязаны тому, что являются неотъемлемой частью жизни всякого образованного человека в Китае. Китайские искусства каллиграфии и живописи, обладающие неповторимым своеобразием и утонченностью, в последние годы получили широкую известность во всем мире, можно сказать, стали мощным направлением в художественных кругах. Между тем занятия каллиграфией и живописью во многом основываются именно на владении кистью, тушью, бумагой и тушечницей, поскольку только посредством этих принадлежностей можно добиться особой выразительности. присущей китайскому искусству. Поэтому и придается столь большое значение "четырем драгоценностям ученого". Китайская поговорка гласит: "Дабы преуспеть в работе, прежде следует отточить инструменты". И вполне естественно, что к выбору своих профессиональных инструментов всякий художник подходите величайшей ответственностью. В период династий Тан (7 - 10 вв.) и Сун (10 - 13 вв.), когда в Китае процветали искусства, мастерство изготовления "четырех драгоценностей" достигло высокого совершенства. Особую известность получили танские кисти чжугэби и тушечницы дуаньсиянь. А знаменитая тушь лидингуймо и бумага чэнсиньтанчжи, созданные в эпоху Пяти династий (первая половина 10 в.), являлись предметом восхищения для многих поколений образованных людей в Китае. Высокий уровень изготовления "четырех драгоценностей" непосредственным образом повлиял на развитие китайской каллиграфии и живописи. Распространение книгопечатания и массовое производство бумаги и туши во времена династии Сун способствовали тому, что многочисленные произведения художников и каллиграфов этой эпохи получили весьма широкое хождение по всей стране. Что касается сунских книг, то немалое их число дошло и до наших дней; их бумага почти не тронута временем, а краски не потускнели. Это ли не свидетельство их непревзойденного качества!
Alessa
Кисти



Первая из "четырех драгоценностей" - кисть - незаменимое орудие китайских художников и каллиграфов, начиная со стародавних времен. Изобретение кисти восходит к весьма отдаленной эпохе истории Китая. Как показали новейшие археологические исследования, древние гадательные надписи на панцирях черепах и бычьих лопатках (цзягувэнь) первоначально наносились при помощи кисти и лишь затем вырезались по кости ножом. Сами надписи на гадательных костях появились в эпоху династии Шан (16 - 11 вв. до н.э.). Таким образом, история китайской кисти насчитывает по меньшей мере три тысячи лет.
Графические возможности кисти весьма широки и несравнимо богаче возможностей перьевых и шариковых ручек. Это касается, в частности, толщины и интенсивности проводимых ею линий, способов манипуляции кистью. При помощи кисти можно писать слева направо и справа налево в двухмерной плоскости, с нажимом кисти или приподнимая ее до легкого соприкосновения с бумагой; при этом кончик кисти может приходиться как на центр, так и на край линии. Линии могут быть и полновесными, и легкими, еле обозначенными - словом, количество всевозможных вариаций письма практически не ограничено. Этими особыми свойствами кисти и объясняется в значительной мере уникальность стиля китайской каллиграфии и живописи.
Кисти, применяемые в настоящее время, подразделяются на три типа, в зависимости от материала, используемого для их изготовления. Это - козья шерсть (янхао), а также так называемый "волчий волос" (ланхао) и "фиолетовый волос" (цзыхао). Кисти "волчьего волоса" делаются на самом деле из шерсти колонка, кисти "фиолетового волоса" - из кроличьей шерсти. Козловые кисти отличаются мягкостью, гибкостью и высокими абсорбирующими качествами. Для кистей "фиолетового волоса" характерна четкость и сила линий, это делает их незаменимыми для занятий каллиграфией. В некоторых случаях, когда необходимо добиться сбалансированности графических свойств, делают комбинированные кисти из шерсти двух различных животных (так называемые цзяньхзо). Художники и каллиграфы, как правило, имеют в своем распоряжении кисти различных типов, которыми пользуются в зависимости от своих целей или личных привязанностей.
Новые кисти для защиты от внешних воздействий покрывают специальной водоотталкивающей пастой. Для того, чтобы ее смыть, нужно некоторое время подержать кисть в воде.


Alessa
Тушь

Следующим после кисти, необходимым атрибутом для каллиграфа и художника является тушь. Твердая тушь приготовляется на основе клея и сажи. Чаще всего используется сажа, получаемая путем сжигания дерева (сосны), масла или лака. Понятно, что качество туши сказывается самым непосредственным образом на выразительной силе художественного произведения, и не мудрено, что к ее выбору подходят с большой тщательностью. Хорошую тушь отличает ровная и гладкая текстура. Она тверда, и ей не свойственна липкость. Цвет - ярко-черный, без примесей. От правильного использования цвета туши целиком зависит успех в реализации художественного замысла произведения. Использование туши неотделимо от тушечницы.
У нас тушь можно купить в специализированных художественных магазинах (например, "Чертежник" в Москве), но чаще ее везут из Китая. Твердую тушь необходимо растирать в тушечнице, предварительно добавив небольшое количество воды. Жидкую тушь также разбавляют водой.




Alessa
Бумага


Как известно, приоритет изобретения бумаги принадлежит Китаю - и это важный вклад китайской культуры во всю мировую цивилизацию. Согласно сведениям различных исторических источников, честь данного открытия принадлежит человеку по имени Цай Лунь, который жил во времена династии Восточная Хань (25 - 225 гг. н.э.). Спустя семь столетий техника бумажного производства была усвоена в исламских странах, и лишь спустя еще четыре века эта уникальная технология проникла через Северную Африку и Испанию на европейский континент, заменив собой папирус и пергамент.
Во всем мире известен особый сорт бумаги сюаньчжи, который используется в традиционной китайской живописи и каллиграфии. Он выпускается на Тайване, в городе Пули уезда Наньтоусянь более тридцатью производителями. Эта бумага, производимая вручную, мягка и гибка, а ее абсорбирующие качества в наибольшей степени соответствуют требованиям, выработанным в китайской живописи и каллиграфии. Столь исключительный по своим техническим свойствам материал в сочетании с высоким мастерством художника позволяет достичь наивысших результатов в изобразительном творчестве.
Если нет возможности писать на китайской бамбуковой бумаге, то для занятий каллиграфией подойдет любая бумага, хорошо абсорбирующая тушь. Один из лучших вариантов, особенно для тренировки, - газетная бумага.
Alessa


Тушечница



Тушечницы делают по большей части из камня, который должен быть мелкозернистой породы, достаточно твердой для растирания туши, но неспособной повредить кисть.
Тушечница - весьма долгоживущая вещь. В древности ученые люди нередко выгравировывали на тушечницах свое имя, и те передавались из поколения в поколение как фамильные реликвии и произведения искусства. Тушечницы могут быть украшены орнаментом или резными фигурами, традиционно драконами. Также бывают простые тушечницы.

Alessa
Печати




Печати мастера в Китае делают с давних пор, ещё до появления бумаги и кисти, то есть, до периода новой эры. У каждого полководца, чиновника, мастера была своя именная печать и не одна. И сегодня в небольших каллиграфических лавочках в городах Поднебесной можно встретить нефритовые, яшмовые, кальцитовые и прочие заготовки с фигурками драконов, львов, фениксов, обезьянок, на которых резчик может выгравировать всё, что душе угодно. Ниже мы приводим с некоторыми сокращениями замечательное эссе Сергея Николаевича Соколова-Ремизова, посвящённое каллиграфии древних печатей.
Искусство "резьбы печатей" (кэинь) особенно с XVIII-XIX вв. занимает видное место в феномене "триединства живописи, литературы и каллиграфии", обычно включается в круг "пяти совершенств" (уцзюе) художника-поэта-каллиграфа. Большим мастерством, например, отмечены печати работы У Чанши, Чжао Чжиця-ня, Ци Байши, Тэссая.
Непосредственно со стилем чжуань связано искусство гравирования каллиграфических надписей на бронзовых и каменных печатях (иньвэнь, кэинь, чжуанькэ). Поставленная специальной киноварно-красной мастикой (иньни) прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или фигурная, выполненная в барельефе (байвэнь, иньвэнь) или горельефе (чжувэнь, янвэнь), печать является обязательным компонентом живописного и каллиграфического произведения, несет образно-смысловую нагрузку, играет большую роль в композиционном построении (равновесие, акцент) и в общей системе декоративно-выразительного языка. Каллиграфическая надпись обычно в почерке дачжуань или сяочжуань сначала исполняется кистью, а потом переводится в материал печати (как правило, камень или металл, иногда дерево) и нередко гравируется самим каллиграфом.
Приведем выдержки из трактатов.
"При изготовлении печати, чжуани принадлежит 6,7 десятых, а гравировке - 3,4 десятых. Если чжуань хороша, а в гравировке отсутствует выражение силы, то не сможет проявиться душа чжуани, а если в гравировке есть сила, но чжуань не удалась, то все насмарку, "варварщина"" (каллиграф, резчик печатей конца XIX в. Ван Шицзин).
"При использовании в печати образцов древней эпиграфики на бронзе возникает несколько трудностей - в достижении внешнего сходства с оригиналом; сходства в передаче силы; сходства в передаче души, внутреннего настроя; трудность в уменьшении - изменении масштаба; наконец, трудность в достижении гармонического целого, единства между знаками, взятыми с разных образцов. Когда композиция каждого знака найдена, трудно согласовать их друг с другом, связать воедино; когда между знаками [много] промежутков, особенно трудно, чтобы разреженность не перешла в разобщенность, разбросанность... Необходимо, чтобы в каждом штрихе присутствовал метод, в каждой линии чувствовалась сила, только тогда можно достичь одухотворенности...".



Из трактата "Руководство к освоению чжуани" минского автора Чжао Хуаньгуана: "В шрифте красном (янвэнь) важна четкость и легкость. В шрифте белом (иньвэнь) - тяжесть и беспорядочность. Однако тяжесть не должна переходить в нагромождение, завал, а беспорядочность - в болото".
"Должно присутствовать многообразие в каждом элементе - точке, линии, квадрате, окружностях... Существует три опасности в чжуани: отсутствие школы, традиции; недифференцированное отношение к элементам знака при его построении; несоблюдение гармонии разреженно-плотного в композиции. Одна из опасностей в резьбе: рука и сердце в разобщенности, есть форма, нет смысла - идеи".
"Резьба печатей,- пишет Ху То, современный критик и художник, ученик Ци Байши, в том числе и в гравировке печатей,- не приемлет симметрии, это не орнамент, но, как и в каллиграфии, композиция строится .на соотношениях разреженности и плотности, так, чтобы, как говорится, "было столь широко - лошадь могла бы пройти; столь плотно - ветер не мог бы проникнуть"".
"Округлые красные печати в своих округлостях-закруглениях таят женственную привлекательность; в них должна быть найдена необходимая согласованность между нажимами и ослаблениями".
"...Если печать из двух знаков, одного простого и сложного, одного короткого, другого - удлиненного, и нет в чем-то согласованности между ними - надо добиться ее; если из четырех знаков хоть один выпадает- найти путь к достижению единства".
"Когда в знаках на печати не достигнуто единства между разреженным и плотным, то надо применить метод перестановок. Однако нельзя, играя мастерством, создавать причудливые композиции, в которых проступала бы нарочитость. Надо, чтобы при этих перестановках каждый знак оставался четким и любому понятным. Только тогда можно говорить о большом мастерстве".
"В резьбе печати (даофа) общее правило: чтобы под рукой рождалось легкое и тяжелое, нажимы и ослабления, присутствовала сила мышц, лучше всего больше работать центром кончика кисти и меньше - краем. Все приемы работы резчика те же, что и при письме кистью, поэтому, когда в резьбе сам прием пропал-растворился, невозможно заметить следа, то это - резьба одухотворенного разряда; когда звучит кисть и нет резца - искусного разряда; когда звучит резец и нет кисти- способного разряда; когда достигнуто нечто за пределами кисти и ножа - резьба необычайного, парящего разряда.


Alessa
Стили каллиграфии. Кайшу

Кайшу

Письмо по образцу, или уставное письмо

Современный стиль написания иероглифов. С освоения этого почерка и начинается обучение китайской и японской каллиграфии. Ещё могут встречаться другие названия этого стиля - чжэншу (точное письмо) и чженьшу (письмо без искажений).
Считается, что почерк кайшу возник в ханьскую эпоху и по сути явился продолжением эволюции стиля лишу. Для иероглифов характерны ровные, гармоничные формы, чётко и спокойно прорисованные линии, структурная гармония элементов.

Alessa
Стили каллиграфии. Лишу


Лишу
Систематизированное или деловое письмо

Также носит название лицзы (систематизированные иероглифы), цзошу (письмо левой рукой). Появилось в эпоху Цинь (221-207 гг. до н.э.).
Является дальнейшим развитием или, можно сказать, упрощением почерка сяочжуань, в основном из-за усовершенствования орудий письма (появляется кисть, бумага) и необходимости более быстрого написания книг или свитков.
В трактате Вэй Хэна "О достоинствах четырёх видов письма" эпохи Цзинь сказано:
"Во времена династии Цинь использовали чжуань. Циньских книг было много, а иероглифы чжуань писать непросто. Поэтому люди, занимавшиеся делопроизводством и упорядочиванием книг, чтобы облегчить труд, придумали более простые иероглифы и назвали их лишу - деловое письмо".

Alessa
Стили каллиграфии. Синшу

Синшу

Беглое письмо, полускоропись

Иероглиф син переводится, как двигаться, путешествовать, осуществлять, пересылать, годиться. Почерк синшу - переходный от точного письма к скорописному. Он наиболее часто используется в повседневной жизни китайцев, в деловой и личной переписке, эпистолярной каллиграфии, дневниковых, личных записях.
Правила работы кистью не похожи на скорописный способ и также не подчиняются уставному написанию. Для иероглифов характерны асимметричность форм, отображающих быстрый темп письма, непрерывность движений от знака к знаку.
Очень широкодиапазонный почерк с большими возможностями для самовыражения каллиграфа, периодически напоминающий кайшу, периодически - цаошу.



Alessa

Стили каллиграфии. Цаошу

Цаошу

Травяное или безотрывное письмо, скоропись

Наиболее быстрый и экспрессивный способ написания иероглифов, требующий полного овладения навыками работы кистью. Его история также начинается от эпохи Хань. В начальный период правления этой династии (3в. до н.э.) появляется способ письма цаоли - скорописное написание знаков лишу, который впоследствии, постепенно совершенствуясь, превратился в разновидность каллиграфического искусства и стал называться чжанцао (уставная скоропись). Во 2 в. н.э. мастер Чжан Чжи создал стиль цзиньцао (современная скоропись), введя метод безотрывного письма, нервущейся, беспрерывной линией. В танскую эпоху возник почерк куанцао - сумасшедшая скоропись, введённый мастером Чжан Сюем и характерный не только письмом "одним ударом кисти", но ещё и соединением иероглифов между собой с экспрессивной прорисовкой крюков, что крайне затрудняет чтение знаков и ближе скорее к абстрактному искусству.

Alessa

Стили каллиграфии. Чжуаньшу

Чжуаньшу

Письмо в стиле древних печатей

Архаический, древнейший каллиграфический почерк.
Иероглиф чжуань в переводе с китайского языка значит печать, сосуд с благовониями, отпечатываться в памяти, или резьба, вязь.
Существуют две разновидности этого стиля. Один, более древний, носит название дачжуань, то есть большая вязь, и связан с надписями на древних бронзовых сосудах (почерк цзиньвэнь) и каменных барабанах. Рисунок знаков удлинен, немного хаотичен. Этот вид письменности связан с архаическими надписями на панцирях черепах и лопаточных костях животных (почерк цзягувэнь) и напоминает рисунки - пиктограммы, изображающие, например, Солнце, Луну, движение струй воды - то, что видели древние люди.
Другая разновидность - сяочжуань или малая вязь также связана с пиктограммами и также структурно удлинена, но более упорядочена. Он происходит из надписей на каменных стелах, для которых и характерна такая структура знаков - строгость, ажурность иероглифа - знака.
В настоящее время стиль чжуань используется, в основном, при гравировке каменных печатей в традиционном исполнении - нефритовых, яшмовых, сделанных из других, более мягких, пород.

Alessa
Уроки каллиграфии: Как держать кисть

Песенные наставления о том, как держать кисть.

Песенные наставления - одна из жемчужин китайской традиции.
Они практикуются мастерами для передачи знаний ученикам
в каллиграфии, боевых практиках, медицине, живописи и других искусствах.



Большой и указательный - защипывают кисть.
Средний - крепко обхватывает.
Кончик безымянного - выталкивает.
Мизинец помогает непрерывности движений.
Чтобы лучше владеть кистью, в ладони должна быть пустота.
Взмахом кисти нарисуй образ линий дянь, хэн и пе.


Дянь - точка,
Хэн - горизонталь,
Пе - откидная влево.



Стихотворная обработка
Автор - Саша Ку

Простые наставления запомни обязательно!
Защипываем кисточку большим и указательным.

Как кавалеры барышень придерживают в танце,
Охватываем талию у кисти средним пальцем.

На подвиг ратный воина судьба толкает бранная,
А мы толкаем кисточку фалангой безымянного.

Запомни обязательно простые наставления!
Мизинецем непрерывности способствуем движения.

Чтоб в упражненьях знающим и аккуратным стать
В ладони, кисть сжимающей, должна быть пустота.

И легким взмахом линии мы выведем теперь.
Без лишнего усилия рисуем: Дянь, Хэн, Пе.
Alessa
Урок 1



Как держать кисть


Для занятий каллиграфией необходимо найти спокойное удобное место. Занятия должны продолжаться не менее часа, поэтому важно обладать свободным временем и никуда не торопиться.Перед тем, как начать занятие, стоит убедиться, что все, что нужно, находится под рукой: бумага, тушь, вода для разведения туши, кисточка с подставкой, тушечница. Возможно, китайский словарь и словарь по каллиграфии. .

Кисть держится вертикально. Начать можно с небольшой кисти, которую нужно брать за середину деревянной ручки. Указательным и средним пальцами с помощью большого формируется основное усилие. Два нижних пальца только слегка поддерживают кисточку. Тыльная сторона ладони обращена к кисти, запястье - к плоскости стола.При этом в ладони - пустота, как будто вместе с кисточкой рука держит яйцо.

Локоть у начинающих обязательно опущен на стол. Плечи расслабленны, шея не напрягается, спина прямая, глаза следят за кончиком кисти. Не мешало бы при этом не забрасывать ногу на ногу, как бы ни хотелось.

Через некоторое время работы кистью у изучающих каллиграфию вырабатывается свое представление о том, как сидеть и как держать кисть. Учитель при этом только поправляет некоторые ошибки, например, сгорбленную спину, напряженную кисть руки и т.д. Это напоминает традиционную тренировку тайцзицюань или цигун.
Alessa
Урок 2

Основные линии


Любой китайский иероглиф состоит из определенного набора базовых линий. Это вертикальная, горизонтальная линия, откидные, линии с крюком, точки и т.п.
На рисунках представлены базовые линии:









Нетрудно определить, из каких базовых линий состоит этот иероглиф:



Для того, чтобы начать писать иероглифы, нужно сначала научиться писать базовые линии. Это занимает много времени, но зато сильно облегчает дальнейшие занятия. После освоения базовых линий, можно приступать к написанию простых иероглифов. Со временем будут получаться и более сложные иероглифы, а на продвитутых этапах каллиграф переходит к освоению сложных стилей письма, например, полускоропись и скоропись.Итак, проводим первую линию - горизонтальную. Проверяем, правильно ли держим кисть, успокаиваем мысли, выравниваем дыхание. Занятия каллиграфией не терпят суеты и торопливости - расслабьтесь. Зафиксируйте кисть в начале линии, затем ведите ее прямо и слегка закруглите линию в конце.Занятия каллиграфией требуют недюжинного терпения и большого количества времени. Но результаты превосходят все возможные ожидания. Это сродни медитации, недаром в Японии существует целое направление дзен-каллиграфии.
Alessa
Урок 3

Горизонтальная прямая


Первой линией традиционно считается горизонтальная - хэн, что в переводе означает "перекладина", "балка". Не следует путать этот термин каллиграфии и иероглиф "единица", который также состоит из одной горизонтальной черты.
Кончиком кисти касаемся бумаги, немного надавливаем вправо вниз и ведем вправо. Кисть, слегка скользнув по бумаге со скоростью капли дождя, стекающей по стеклу, немного слабее прижимается к листу в середине линии, отчего линия сужается. В конце линии кисть надавливаем чуть сильнее, как бы ставя точку. Желательно, чтобы вся линия писалась на выдохе.



Традиционно принято считать, что этап первой лини успешно преодолен, если получается 50-60 одинаковых линий на одном листе. Тогда можно переходить к написанию следующей линии.
Alessa
Урок 4

Вертикальная прямая


Для начала напомним Вам о необходимости "наполнения" кончика кисти тушью. В противном случае линии будут некрасивые и не похожие на образцовые, как бы Вы ни старались.
"Наполнение" кисти - погрузите кончик кисти в тушечницу, "заточите" его о край, при этом тушь не должна капать с кисти. Ворсистый кончик кисти должен быть похож на верхушку копья - гибкий и острый.
Коснитесь бумаги кончиком кисти, надавите вправо вниз (зафиксируйте кончик), затем ведите кисть с небольшим нажимом вертикально вниз. В конце линии плавно оторвите кисть от бумаги. Если кисть была в порядке ("наполнена" и заточена), она сама дорисует линию.

Alessa
Урок 5

Откидная вправо (линия "на")


Слегка коснувшись бумаги кистью, ведём вправо совсем немного, затем опускаем кисть вправо-вниз по диагонали, усиливаем давление на кончик кисти, и, почти дойдя до конца пути, аккуратно отрываем кисть от бумаги, всё ещё ведя её вправо по инерции.
Природа движения согласуется как с иньским началом ("придавить вниз"), так и с янским началом, которое выражается в естественном движении правой руки наружу.
Один из вариантов перевода иероглифа на (na) - крепко придавить, прижать или поставить отпечаток пальца вместо печати.


Alessa
Урок 6

Откидная влево (линия "пе")


(pie) - вытирать, смахивать, сметать.

Кончик кисти касается поверхности бумаги и прижимается вправо-вниз. Аккуратно двигаем кисть по диагонали влево-вниз, плавно отрывая кисть от бумаги, получая таким образом линию - пе или откидную влево.



С точки зрения взаимодействия инь-ян, движение правой руки при написании этой линии - иньское. Природа иньского начала проявляется здесь в стремлении осуществлять движение к себе и вниз.
Alessa
Урок 7

Порядок написания линий


Написание иероглифов подчиняется определенным правилам, которые четко фиксируют последовательность линий для каждого иероглифа.
Обычно иероглиф начинают писать сверху вниз и слева направо. Первыми пишутся каплевидные линии, затем горизонтальные или откидные. Вертикальную линию пишут последней.
Как в любом другом правиле, здесь существуют исключения и нюансы, знания которых приходит только с опытом.



В Китае существуют специальные каллиграфические словари, в которых излагается последовательность написания линий для каждого иероглифа.

Знание правил написания иероглифов обязательно не только для каллиграфов, но и для всех, изучающих китайский язык. Поэтому в учебниках по китайскому языку в конце каждого урока находится таблица, показывающая порядок написания черт.
Alessa
Урок 8

Точка (Дянь*)


Существует много разновидностей точек. Я расскажу о наиболее, с моей точки зрения, распространённых - точке вправо-вниз (сяцзоудянь), точке влево-вниз (сяюдянь), точке верхней (шандянь).

Верхняя точка



Коснувшись кончиком кисти бумаги, акцент движения делаем по направлению влево-вверх, почти сразу ведём вправо - по краю воображаемого контура точки по часовой стрелке (направление ян) и вниз. Достигнув нижнего края, ведём кончик кисти снова вверх и оцениваем получившуюся линию-дянь.

Точка влево-вниз



Кончик кисти, вновь стартуя изнутри воображаемого контура, теперь уже вправо- вверх, движется вправо-вниз. Далее влево-вниз, затем вниз, дошли до края контура и снова вверх-вправо.

Точка вправо-вниз



Тушь, стекая с кисти, движется по бумаге после ворсистого кончика, оставляет след влево-вверх, поворот и далее вправо вниз по контуру, лёгкий излом и вниз. Совершив поворот влево-вверх, тушь уже превращается в точку.

_____________________________
* Дянь по-русски будет капля, пятно, запятая, место или пункт, час, печенье, пересчитывать, выбирать, сеять.
Alessa
Урок 9

Линия вверх (Ти или тяо)


Коснувшись кистью поверхности бумаги, фиксируем метку и проводим движение вправо или вправо-вниз (зависит от уровня наклона линии). Далее - вверх и вправо, постепенно заостряя линию.



Одно из значений иероглифа ти - вытаскивать, вытягивать.
Alessa
Иероглифические ключи


Каждый иероглиф состоит из базовых"ключей". Всего базовых иероглифических ключей 214, из них состоят все китайские иероглифы. Некоторые ключи представляют собой простые линии, такие как, вертикальная, горизонтальная и откидная. Другие состоят из большого числа линий и являются самостоятельными иероглифами, например, ключ №195 "рыба" или №212 - "дракон". На более продвинутом этапе обучения, когда прописаны все основные линии, в качестве упражнения рекомендуется прописывать базовые ключи. Начинать следует с более простых ключей, состоящим из одной-трех линий, переходя к более сложным. Простые ключи расположены в начале таблицы. Слева вверху от ключа проставлен его порядковый номер, справа вверху - количество черт из которых ключ состоит.
Ключи содержат транскрипцию и значения.

Alessa
Пять помех и пять соответствий

Сунь Готин "Руководство по каллиграфии" (Шупу) (VII в.)



Пять соответствий:

1. Душевная гармония, радостнодушие, неозабоченность.
2. Доброточувствие, последование разуму.
3. Мягкая погода, свежий воздух.
4. Хорошо подобранная бумага и тушь.
5. Внезапно пришедшее желание писать.

Пять помех:

1. Встревоженность, внутренняя озабоченность, ощущение связанности.
2. Подчиненность обстоятельствам, противоречащим замыслу.
3. Жаркий ветер, палящее солнце.
4. Бумага и тушь не в соответствии.
5. Чувство расслабленности, скованность в руке.

Если достигнуты все пять соответствий, в душе - гармония, в кисти - радостная полнота звучания. Когда же налицо помехи - мысль обрывается и разрушается, рука теряет управление.
Перевод взят из книги "Литература. Каллиграфия. Живопись" Соколова-Ремизова

Комментарий:

Было бы странно делать что-либо хорошее в состоянии душевной дисгармонии и при этом достичь результата. Если нет настроения, иероглифы не получатся. Поэтому, полезно попробовать расслабиться, выполнить дыхательные упражнения, например цигун, приготовить чай, настроиться и начать работать кистью…
Каллиграф- не каллиграф, если он - не чувствительный человек. Другое дело, что мастеру не пристало вовлекаться в посторонние процессы, мешающие осуществлению намерений. А какова цель мастера каллиграфии? Сложно сказать компетентно мне, не являющемуся мастером. На данном этапе понимания можно сформулировать таким образом:

Удерживая внутреннее состояние срединности,
Спокойно делать своё дело -
Ощущая свет, исходящий из глубины души,
Осознавая разумом намерение,
Смотреть,
Как кисть рождает иероглиф - рисунок.


Не должно быть жарко или холодно. Дыхание-ци не застаивается, необходим приток свежести, и тогда - отдыхаем, получаем удовольствие, наслаждаясь естеством природы - цзыжань и гармонией кисти.
Традиционная бумага для каллиграфии и живописи (сюаньчжи - сюаньская бумага), делается на бамбуковой основе и делится по свойствам впитывания (абсорбции) туши на две большие группы - шэнчжи (сырая или необработанная бумага с высокой абсорбцией), и шучжи (обработанная термически с низкой абсорбцией). На поверхности бумаги шэнчжи тушь любит растекаться, как по "промокашке" клякса :-) , движения кистью должны быть внимательными и чётко выверенными. Шучжи не создаёт клякс и потёков, но и писать на ней нужно по-другому. Мастера говорят, что шэнчжи больше подходит для каллиграфии-шуфа, а шучжи - для живописи-гохуа. Соответственно бумаге подбирается и густота туши.
Внезапно пришедшее желание писать можно назвать ещё и "наличием творческого начала". Да, бывает… Творческий порыв, по-моему, всегда неожидан в какой-то мере.
Мастер кисти всё равно, что умелый мореплаватель, умеющий ловить хорошим парусом (кисть) порывы ветра (внутренний настрой) и держать правильный курс (следование традиции), оставляя за собой след-траекторию движения судна-тела на бумаге-воде. rolleyes.gif
Alessa
Краткий исторический обзор rolleyes.gif


Древнейшим образцом каллиграфии служит стиль письма на гадательных костях и панцирях черепах - цзягувэнь и гувэнь - древнее письмо. Древние тексты, надписи в стиле дачжуань (больших печатей) наносились на бронзовые ритуальные сосуды, которые особенно широко были распространены в середине II - середине I тысячелетия до н, э.

В конце III века до н. э., при императоре Цинь Ши-хуанди, был установлен официальный стиль письма сяочжуань (письмена на малых печатях) для государственных документов. В период Хань, письмо постепенно развивается из сяочжуань в лишу - официальный стиль. В постханьское время быстро вырабатываются еще три важнейших стиля китайской каллиграфии: кайшу - регулярное письмо, синшу - рабочее, обычное, деловое письмо и цаошу - так называемый травянистый стиль - скоропись. Общепризнанным шедевром письма дачжуань, которое представляет собой модификацию письма гувэнь, являются надписи на каменных барабанах. Они были обнаружены археологами в провинции Шэньси. Копии - эстампажи с этих надписей хранятся в храме Конфуция в Пекине. Известно, что стиль дачжуань каллиграфа У Чаншо вырабатывался на копиях с этих шедевров (одна из таких копий, выполненная У Чаншо, хранится в шанхайском Музее изобразительных искусств).



Стиль сяочжуань, упростивший громоздкость стиля дачжуань и получивший особое распространение на цинских и ханьских каменных стелах, явился сильнейшим толчком для развития китайской каллиграфии и живописи. Самым известным памятником стиля сяочжуань была каменная стела - эпитафия "Ишаньбэй" ("Эпитафия с горы Ишань") из провинции Шаньдун. Сохранились копии надписей танских знаменитых каллиграфов (Ли Янбина, например). Стиль сяочжуань называют также "проволочное письмо", "металлическая нить". Официальный стиль лишу формируется во второй половине III века до н. э., его возникновение связывается с именем Чэн Мяо, который отработал три тысячи иероглифов и назвал их лишу. Этот стиль письма иногда называют цзошу - деловое письмо. В ханьское время он становится официальным стилем. Практически все выгравированные на камне тексты и государственные документы написаны в этот период стилем лишу. Он представляет собой гораздо более четкие, простые в очертаниях иероглифы, чем изысканные и сложные иероглифы сяочжуань. Его иногда называют бафэнь - восьмичленным, то есть очень четким, тяготеющим к квадратной форме.



В конце периода Хань искусство каллиграфии достигает необычайно высокого уровня, что, несомненно, было связано с усовершенствованием кисти. Каллиграфия в этот период становится областью изящных искусств. Крупнейшим мастером стиля бафэнь был Цай Юн. Признанным каллиграфом в стиле лишу в XVII веке был Шитао (образец стиля лишу кисти Шитао хранится в шанхайском Музее изобразительных искусств). Регулярный стиль кайшу представляет собой модификацию стиля лишу. О стиле кайшу нельзя сказать, что он появился вслед за лишу, он развивался параллельно. Этот стиль известен как быстрый, сокращенный, но это еще не цаошу (скоропись), который появится позже. Кайшу даже называют чжэншу - регулярный стиль. Он вырос из различных вариаций стиля лишу в период поздней Хань и развивался особенно интенсивно в течение четырех столетий, от постханьского до танского времени. Вэйские надписи на каменных стелах были для художников, особенно цинского времени, высоким образцом для подражания. Мастер Цзинь Дунсинь (как и так называемые "Восемь чудаков из Янчжоу") писал особым стилем, сочетавшим нормы кайшу и лишу. чем достигался эффект необычности, странности, который так ценился этим художником. Для его иероглифов характерны "квадратные" концы линий. Он писал вертикально поставленной кистью, как обычно делают при нанесении глазурной росписи на фарфор, поэтому его стиль письма получил название цзишу - стиль глазурной росписи. (Прекрасный образец письма Цзинь Дунсиня хранится в том же Шанхайском музее.) Общепризнанным патриархом стиля кайшу счи тается Чжун Ю. Особенно ценится его надпись "Го кэ цзюэ бяо", выгравированная на камне.



Самый прославленный каллиграф в истории китайской каллиграфии - мастер Ван Сичжи также писал стилем кайшу. Этот стиль получил широкое распространение при танском императоре Тайцзуне. Его плодотворно претворял Оуян Сюнь. В период Сун его особенно широко применяли Су Дунпо, Хуан Тинцзянь и Ми Фу, а в период Юань - Чжао Мэнфу.



Синшу
- быстрое деловое письмо - было изобретено Лю Дэшэном в конце ханьской династии. Он стал развиваться параллельно кайшу. Знаменитый текст из "Беседки орхидей" ("Ланьтин сюй") написан стилем синшу. В нем есть следы влияния лишу и бафэнь. Именно к этому стилю чаще всего обращаются художники делая надписи на картинах.

И, наконец, стиль цаошу, который под другим названием - чжанцао - существовал еще раньше кайшу. Возникновение стиля цаошу связывают с именами Чжан Чжи, Цай Юна и Ду Цао. Чжанцао, собственно, означает "травянистое письмо". Развивался этот стиль из лишу в его разновидности бафэнь. Замечательными мастерами стиля цаошу были ханьский каллиграф Чжан Чжи и великий Ван Сичжи. Особенно широкое распространение этот стиль получил в период Тан, в частности в среде чаньских монахов (образцом такой каллиграфии цаошу может служить автобиография монаха Хуайсу, написанная на банановых листьях). В период Сун Хуан Тинцзянь писал в стиле цаошу, словно воссоздавая "движение ветра и облаков, дракона и змеи", - утверждал его современник. Особой оригинальностью отличалась каллиграфия У Чаншо, который умел сочетать принципы цаошу с дачжуань. Многие поэтические названия линий в каллиграфии ведут к их изобразительной основе.

China-shufa
Пожалуйста, при публикации материалов с сайта, давайте ссылку на сам сайт. Иначе Вы нарушаете авторское право.
Эти материалы с сайта по китайской каллиграфии http://calligraphy.baguadao.ru/ (зеркало сайта: http://china-shufa.narod.ru/)
akteon.s
Приветствую Всех!!!! Меня зовут Слава.
Ответьте мне, пожалуйста : где можно купить качественную китайскую кисть или кисти для занятия каллиграфией?
Lady Rain
Живопись и каллиграфия


Традиционная китайская живопись называется Гохуа (национальная живопись). В императорские времена практически не было профессиональных художников, живописью занимались на досуге аристократы и чиновники. Писали чёрной краской и кистью из шерсти живатных по шёлку или бумаге. Картины являлись свитками, которые вешали на стенах или хранили свёрнутыми. Зачастую на картине писались стихи, сочинённые художником, и относящиеся к изображению. Основным жанром был пейзаж, который называется Шаньшуй (горы и вода). Главным был не реализм, а передача эмоционального состояния от созерцания ландшафта. Живопись расцвела во время династии Тан, и совершенствовалась при династии Сун. Сунские художники начали писать размыто удалённые объекты для создания эффекта перспективы, а также исчезание контуров в тумане. При династии Мин в моду вошли картины-повествования. С приходом к власти коммунистов в живописи воцарился жанр социалистического реализма, изображающий жизнь рабочих и крестьян. В современном Китае традиционная живопись сосуществует с современными западными стилями.

Каллиграфия (Шуфа, законы письма) считается в Китае высшей формой живописи. Каллиграфия включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2019 IPS, Inc.