Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Наследие Ислама в Испании
Любящие сердца :: Seven urekler > Атлас > Атлас > ◊ Испания ◊
rada
Месквита. Мечеть в Кордове
На юге Испании сохраняется множество памятников эпохи арабскою владычества, многие из которых имеют мировое значение. А среди самых знаменитых храмов той эпохи выделяется мечеть в Кордове — одна из самых грандиозных построек ислама.

В 785 году эмир Абдурахман 1 выкупил у христианской общины Кордовы место, где стоила полуразрушенная церковь Сан-Висенте, сооруженная еще во времена вестготского королевства, в V веке. На месте церкви эмир начал строительство большой мечети. Возможно, что в ее возведении приняли участие кластера из Багдада и Византии.

Стены, которыми окружена мечеть, образуют прямоугольник со сторонами 200 на 144 метра. Эти стены выглядят бесконечными. Их высота колеблется от 8 до 20 метров, в зависимости от рельефа местности. Там, где рельеф понижается, стены достигают предельной высоты. Некогда вдоль стен шла закрытая галерея, защищавшая прохожих от дождя и солнца

С северной стороны мечети ранее находился мусульманский минарет. Сейчас на его месте возвышается колокольня, пост-роенная испанским архитектором Эрнаном Руисом в 1590-х годах. Пятиярусную колокольню увенчивает статуя архангела Рафаила (XVIII в.).

Через ворота колокольни можно попасть во внутренний двор мечети — так называемый Апельсиновый двор, с пятью традиционными фонтанами для омовения. Строители мечети прибегли к чрезвычайно оригинальному приему: они не стали возводить сплошной стены, отделяющей Апельсиновый двор от внутреннего пространства мечети, а засадили двор ровными рядами деревьев.

180 х 130 метров – такую площадь занимает мечеть. Ее громадный внутренний зал с многочисленными рядами колонн достигает в высоту 11,5 метров и создает захватывающее впечатление бесконечности.

Мечеть несколько раз расширялась и достраиваласьВ Кордовской мечети устраивались политические собрания, читались указы халифа, проводились учебные занятия. Судья Кордовской мечети был главным судьей эмирата, которому подчинялись все судьи провинций.

Первый кордовский халиф Абдурахман III в 951 году пристроил к мечети новый минарет, который считается прототипом знаменитой Хиральды в Севилье. Новое расширение мечети было проведено Хикимом II (961—976). При нем были построены четырнадцать нефов, устроен новый михраб (молитвенная ниша) и сооружена максура (место для халифа), на которой был установлен трон Хакимл 11, сделанный из самшита, эбена и едндалопого дерева Над созданием трона, по сообщению арабских историков, работал» шесть выдающихся мастеров со своими помощниками в течение семи лет. Хаким II велел построить у западной стены мечети «комнату милостыни», где нуждавшиеся странники получали подаяние. Стены комнаты были покрыты тончайшим орнаментом. В мечети хранился знаменитый Коран, столь тяжелый, что его могли поднять лишь два человека. Коран был обернут расшитым покрывалом. Каждую пятницу утром его выносили из мечети для богослужения.

Специально для украшения михраба халиф выписал из Византии искусных мозаичных мастеров. Михраб стал самой прекрасной и нарядно декорированной частью мечети. Перед ним была возведена сень, купол которой представляет собой как бы вознесенный подпространством фантастический цветок.

Он опирается на перекрещивающиеся арки, а свободные поля купала заполнены резными ажурными плитами из алебастра, через которые просачивается неяркий нежный свет. Подковообразная арка михраба декорирована полосами, каждая из которых имеет собственный орнамент. Таким же образом украшены многолопастные арки входа в михраб, состоящие из покрытых орнаментом резных камней. Стена, на которой находится ниша, превосходит все остальные части мечети по насыщенности и богатству декора. Ее украшает многоцветная мозаика и арапские надписи, выполненные золотыми буквами по красному и голубому фону. Пол перед аркой михраба выложен белым мрамором.

Значительная часть восточной пристройки мечети относится к последнему периоду расцвета Кордовского халифата. Постройки Ал-Мансура завершили многовековое строительство мечети. И хотя незначительные переделки и добавления продолжались до взятия Кордовы испанцами, они уже не могли существенно изменить общий облик мечети.

В 1236 году, когда мавров изгнали из Кордовы, здание мечети приспособили под христианский храм. Как и любой средневековый собор, бывшая мечеть с внешней стороны стала обрастать капеллами — фамильными усыпальницами знатных испанских семей.

Самые существенные изменения облика мечети произошли в XVI столетии. По проекту уже упоминавшегося архитектора Эрнана Руи-са внутри мечети была сооружена христианская церковь.

Жители Кордовы выступили против строительства церкви, и архиепископ Кордовы обратился за поддержкой к императору Карлу V, который дал свое согласие на строительство церкви внутри мечети. Однако посетив в 1526 году Кордову и увидев результаты своего скороспелого решения, Карл V раздосадиванно заметил, что ни за что вы не согласился на перестройку мечети, если бы видел ее раньше. Однако сожаление Карла V было запоздалым и уже ничего не могло изменить — внутри неповторимого, величайшего памятника мусульманской архитектуры была сооружена ничем не примечательная готическая церковь.
rada
Мечеть в Кордове:


rada



rada

rada

rada

фрагмент пола:
rada

rada

rada
Альгамбра
Испания, хотя и европейская страна, но она связана с Африкой. Ее границы значительнее открыты со стороны Африки, чем со стороны Европы. Фауна, флора, колорит пейзажей и тип населения Испании скорее напоминают Африку, чем Европу. Постоянное соприкосновение с культурой мавров (жителей севера Африки, покоренных в VII веке арабами) придало ей особый колорит. Своеобразным характером отличается и архитектура Испании, в которой отчетливо заметно стремление к живописности и декоративности — чертам, отличающим мавританское зодчество.

До сих пор на холме высится окруженная высокой красной стеной цитадель Гранады — знаменитая Альгамбра («Красный замок»), выстроенная из красновато-розового кирпича. В настоящее время «Красный замок» является самым ярким образцом мавританского зодчества.

На главных воротах Альгамбры надпись: «Хвала богу. Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его. Крепость — ничто без Аллаха». Некогда на камне возле арки мавританский кади (судья) один раз в неделю чинил здесь суд. Поэтому и ворота до сих пор называются «Судейскими».

Дворец возвышается над городом живописной массой крыш, взгромоздившихся друг на друга, башен и куполов, щетинится зубчатыми стенами. Когда-то Альгамбра была одновременно дворцом, крепостью и госпиталем для раненых. Стены башен настолько толсты, что оконные амбразуры кажутся небольшими комнатами.

Снаружи Альгамбра выглядит воплощением простоты, суровости и воинской мощи. Но как непохожа на внешний вид дворца его внутренняя отделка.

Полы в Альгамбре устланы пестрой мозаикой, панели стен покрыты разноцветным, с металлическим отливом кафелем. Стены сплошь украшены плоскостным орнаментом Здесь царит безмятежность, сладкая и манящая мечта, все здесь подчиняется необузданной, изощренной роскоши.

Строительство Альгамбры началось в 1238 году, но большинство сооружений, дошедших до нас, было возведено при султане с пространным именем Абу аль-Хаджадж Юсеф бен Абу аль-Валид Исмаил бен Фарх. Этот султан был поэтом, и свой дворец он сравнивал с картиной, которую художник написал для самого себя.

Лабиринт из залов, двориков, павильонов, башен вокруг двух больших внутренних дворов - вот главная архитектурная особенность Альгамбры. В этом дворце восточные правители стремились воплотить свои представления о рае, райских садах, райской неге и райском блаженстве.

Первый двор Альгамбры — Миртовый, всю середину которого занимает прямоугольный бассейн. Водная гладь как бы заменила землю отраженным небом, лишь узенькие проходы оставлены между краями бассейна и зелеными полосками подстриженных мирт. Зелень обрамляет две аркады — одну настоящую, реальную, другую иллюзорную — отражение в воде. Вода и зелень — неотъемлемые части арабской архитектуры

Когда попадаешь во второй — Львиный двор Альгамбры, начинает казаться, что все невесомо, потому что мавританский зодчий в своем искусстве сдваивает, группирует по три-четыре бестелесные, бесплотные, напоминающие скорее точеное дерево, нежели камень, колонны. Соединяясь со струями фонтанчиков, они создают ласкающую душу «музыку». Недаром древняя легенда говорит, что многие песни Андалузии навеяны Альгамброй.

Каждая арка заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его», — эти слова повторяются несчетное число раз. Лазурная, алая и золотая краски рябят в глазах, но ни один цвет не преобладает.

Орнамент выполнен из стукка - смеси алебастра и глины. Свежий стукк легко режется ножом, а высыхая, твердеет и не боится действия времени. Особенность Альгамбры в том, что при необузданной роскоши она построена из очень дешевых материалов - дерева и стукка.

Десять зверей, лишь похожих на львов, расположились посреди Львиного двора и поддерживают мраморную чашу. Все они изваяны из какого-то особого полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи десятиконечной звезды. Четыре узенькие, обложенные камнем канавки ведут к центру двора. По ним из чаши прозрачными ручейками стекает вода к четырем фонтанам

Вдоль одной из сторон Львиного двора располагается открытый «Зал трибунала» (его еще называют «Залом судебных заседаний», или «Залом королей»). Свое название он получил от картин на потолке, которые написаны какими-то особыми красками на кусках отлично выделанной кожи и прибиты к доскам тополевого дерева. Вопреки всем канонам ислама, в центре потолка изображены десять мужей в белых чалмах и просторных одеждах. Кто это? Арабские князья? Воины? Мудрецы или святые? Этого не знает никто. Роспись зала скорее похожа на декоративный ковер, вытканный на золотом фоне.

На медовые соты похожи потолки Альгамбры. Грациозные колонны с нарядными капителями скорее декоративно заполняют пространство, чем несут какую-либо тяжесть... Края изгибов многочисленных арок настолько изрезаны, что производят впечатление легких спадающих кружев... И все это переливается и сверкает в мерцающих бликах светотени.

В отличие от Константинополя, в Гранаде самую роскошную отделку получили жилые, а не официальные помещения дворца. Как ни велика пышность,«Зала судебных заседаний», ее превосходит роскошь большого зала в южной части Львиного двора, вокруг которого группировались комнаты халифа и членов его многочисленной семьи.

В этом дворце, столь подробно исследованном учеными, но по-прежнему загадочном, начинаешь по-настоящему понимать сказки «Тысяча и одной ночи».
rada

rada

rada


rada
Детали стены:


rada


rada
rada
Миртовый дворик:
rada
Алькасар
Основание Алькасара относится к X веку, ко временам эмира Абдерахмана III. При Абу Якубе дворец был окружен стенами с башнями. Алькасар называли «вечным приютом весны». Ныне от древнего Алькасара остался только внутренний двор и часть стен. Все основные помещения были выстроены уже при короле Педро Жестоком в XIV веке, хотя строили их, как считают, мавританские мастера. Позднее, при Фердинанде и Изабелле Католических и при Карле V в постройку вносились многочисленные изменения.

Планировка Алькасара типична для мавританских дворцовых комплексов: большое количество помещений, расположено вокруг внутренних дворов. Самый большой по размеру двор Лас Донсельяс (Двор девушек, 22x17 м) был центром официальной жизни. Он был построен во второй половине XIV века. Согласно легенде, здесь был устроен смотр ста девушкам, полученным в уплату дани халифом Кордовы. Все сто были признаны прекрасными.

В помещениях вокруг так называемого Двора кукол происходила частная жизнь правителей. По преданию, в этом дворе был убит дон Фадрике по приказу своего брата Педро Жестокого в тот момент, когда свита оставила его одного.

В Зале послов происходили официальные приемы. Это самый интересный зал Алькасара Раньше он назывался «Залом полуапельсина», так как его купол, созданный в 1420 году, выглядит половинкой разрезанного апельсина. Во дворе де Лас Бандерас (Двор знамен) при короле Педро Жестоком проводились судебные заседания.

Зал правосудия – это квадратное помещение (9x9 метров). Потолок украшен орнаментом и звездами, цветными фризами. Верхняя часть стен укришена фризом, на котором к нескольких местах повторяется арабская надпись: «Здешний правитель славится своей честью».

Во время церемоний король Педро восседал в Зале правосудия на каменном троне. Этот трон находился во дворце до XVI век, откуда он был вынесен по приказу Филиппа II.

Двор Монтериа (Двор охоты) известен легендой о четырех судьях, которых казнили по приказу Педро Жестокого: король застал их за дележом денег, переданных в качестве взятки им одним из осужденных: Головы судей были выставлены в Зале правосудия как устрашающее назидание остальным.

Гранада — наиболее «арабский» из всех испанских городов как по длительности пребывания под властью арабов, так и по числу сохранившихся от той эпохи исторических памятников. Альгамбра - самый знаменитый.
rada

rada


Образец изразцов Алькасара:
rada
rada
Внутренний дворик


rada
Хенералифе
Рядом с Альгамброй, на соседнем холме, расположена бывшая летняя резиденция мавританских властителей Гранады — Хенералифе, что означает «Высокий сад». Между стенами Альгамбры и холмом Хенералифе вьется каменистая дорога, подобная руслу реки. О возникновении Хенералифе существует поэтическая легенда: мавританскому королю было предсказано, что его сына постигнет несчастье от встречи с женщиной. И тогда король поселил сына в сады Хенералифе, чтобы он не встречал женских лиц.

Когда говорят о сказочных садах халифа, то в представлении невольно возникают сады Хенералифе. Хенералифе — это маленькая Алыамбра с обильными источниками, великолепными вековыми кипарисами (их появление относят еще ко временам владычества арабов). Рядом с этими почтенными старожилами растут прекрасные апельсиновые деревья. Аллея, которая ведет из Альгамбры в город, составляет часть обширных садов, раскинувшихся вдоль стен Альгамбры, Эти сады состоят в основном из вязов и платанов

Каждую весну в садах Хенералифе устраивается международный фестиваль музыки и танца. Концерты даются на естественном фоне зелени, цветов, каналов и фонтанов.
rada
В лабиринте:
rada
rada
rada
rada
Orkide
Все фото имеют высокое разрешение, можете использовать их в качестве рисунков рабочего стола.

















Orkide
















Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2020 IPS, Inc.