Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Необыкновенные поделки китайских мастеров
Любящие сердца :: Seven urekler > Атлас > Атлас > ◊ Китай ◊
Luna
Резьба по слоновой кости


Китайская традиция резьбы по кости известна с каменного века, когда на равнине реки Хуанхэ, покрытой субтропическими лесами, водились слоны. К середине 1-го тыс. до н.э. слоны были истреблены, и с тех пор слоновьи бивни завозили из стран Южных морей. Древние китайские резчики работали также с моржовыми клыками, прозванными «рыбной костью», и с рогом носорога. Из слоновой кости вырезали веера, скипетры, заколки, палочки для еды, рукоятки ножей, чаши, декоративные решетки, украшения мебели и т.д. Из нее делали также статуэтки божеств, святых подвижников и других персонажей.



Наибольшего расцвета искусство резьбы по кости достигло в эпоху династии Мин (1368–1644), когда китайская скульптура приобрела ярко выраженный декоративный характер. Тогда же расширился ассортимент костяных изделий: из кости начали вырезать всевозможные шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и т.п. Готовые изделия полировали, покрывали лаком и раскрашивали или сохраняли матовую белизну природного материала. Особенно славились своим виртуозным мастерством резчики из Гуанчжоу, вырезавшие из одного куска кости до двадцати вложенных друг в друга вращающихся шаров. При этом мастера обходились самым простым, не изменившимся с древности набором инструментов: пилкой, резцом, абразивной пылью и протирочной тканью.



В настоящее время основными центрами резьбы по кости являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин. Причем каждая школа имеет свои отличительные особенности. Например, в Пекине изготовляются статуэтки и другие изделия, сохраняющие естественный оттенок материала. В Гуанчжоу изготовляют т.н. мячики из слоновой кости, или как их еще называют «шары в шаре». Они выполняются так, что внутри костяного шарика, помещаются несколько других шариков. Только гуанчоуские мастера могли вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга шаров. Эта работа требовала от умельцев огромного терпения и безупречной точности руки.



Предметов изготовляемых в Китае из слоновой кости великое множество. Это и статуэтки, курительные трубки, фигуры для игры в шашки и шахматы и многое - многое другое.
Luna

Слоновая кость. Китайский император и императрица.


Слоновая кость. Храмовый комплекс с окружающими павильонами и пагодами.


Ажурные резные китайские Бодхисаттвы из слоновой кости.
Luna

Слоновая кость.Фигура небесной красоты: драпированные одежды с инь-янь подвесками, зеркало, корзина на шесте через плечо, 1900г.


Слоновая кость. Китайский император и императрица.


Пару древних бивней, красиво и изысканно сетчатые с фигурными сценами мудрецов, воинов, путешественников и крестьян среди множества цветущих ветвей. Начало 19 века.
Luna





Luna





Luna




Luna





Luna





Lady Rain
Резьба по нефриту (玉雕 юйдяо)


Поскольку «юй» (нефрит) в Китае – собирательное понятие для всех драгоценных камней, «резьба по юй» стала неотъемлемой частью китайских искусств и ремесел. По мнению британского натуралиста доктора Джосефа Нидхэма, любовь к изделиям из нефрита является отличительной чертой культуры Поднебесной. В Китае были обнаружены примитивные орудия труда из необработанного нефрита, относящиеся к Новому каменному веку. Однако нет оснований полагать, что древние расценивали нефрит как сколь-либо значимый материал. Выбор оправдывался его твердостью и удобством для изготовления разного рода инструмента и оружия. Со временем люди научились ценить красоту камня, который после обработки и шлифовки становился не только предметом практического применения, но и декоративным изделием, радующим глаз.


Со сменой рабовладельческого строя феодальным нефрит окончательно превратился в предмет роскоши. Среди похоронных предметов, относящихся к тому периоду, обнаружено много поделок из нефрита, которые служили украшениями усопших или же церемониальными сосудами. В настоящее время среди экспонатов в музеях по всей стране представлены нефритовые вазы, курильницы, треножники, кубки, чаши всевозможных форм.

В середине феодальной эры в Китае стали появляться крупные изделия из нефрита. По сей день в Круглом городе парка Бэйхай стоит кувшин, выполненный из нефрита, размером с небольшую ванну. Из него потчевал вином своих приспешников император династии Юань Кублай Хан. Этот 3,5 тонный кубок, 493 см в диаметре, 70 см в высоту и 55 см в глубину, вмещает до 3000 литров вина. Эллиптической формы чаша украшена изображениями облаков, волн, драконов и морских коньков. И это - старейшее нефритовое изделие дошедшее до нас с тех времен в нетронутом виде.




Также следует упомянуть о другом изваянии из нефрита, относящемся ко времени правления императора Цянлуна (18 в.), - скульптурной композиции «Усмирение Великого наводнения Могучим Юем». Гравировка выполнена вслед за появлением одноименной картины в период династии Сун. На каменной глыбе, высотой в 2,4 м и ок. 1 м в ширину, изображен героический символ всего китайского трудового народа – Великий Юй – в сражении с Великим наводнением. Согласно историческим записям, необработанный камень, весом ок. 5 т, был доставлен из района Хотан, Синьцзян, проделав путь длиной в 4000 км, на что ушло 3 года. И еще несколько лет потребовалось мастерам на обработку и полировку камня.

Lady Rain
«Есть цена у золота, а нефрит – бесценен», гласит китайская поговорка. Иногда нефритовые изделия описывают как «достойные цепи городов», это сравнение прижилось с тех пор, как правитель государства Цин князь Чжао предложил «связку» из 15 городов в обмен на знаменитый круглый нефрит Ху. Что делает нефрит столь драгоценным в глазах китайцев?

Во-первых, его редкость. Структура камня формируется миллионы лет, поэтому особенно трудно найти зеленый и белый нефриты, а также агат. Раньше люди в погоне за драгоценными камнями поднимались в горные районы на яках, чтобы копытом животного разбить необработанные камни, скрывающие под собой полностью или частично драгоценный юй. Иногда горные потоки смывали камни вниз, где их подбирали наблюдательные и везучие старатели. Потребность в камне возрастала при праздновании определенных событий, и все больше людей отправлялись в горы на добычу нефрита, делая его еще более редким.

Во-вторых, его твердость. По этому параметру все драгоценные камни принято подразделять на 2 категории: жадеиты и нефриты. К первым относят камни без каких-либо полостей, обладающие коэффициентом твердости 6 и выше (за основу принята 10 – твердость алмаза). Самые ценные камни этой категории, например, зеленый нефрит, может обладать коэффициентом твердости до 8-9. Жадеиты устойчивы к режущей технике с покрытием из карборунда (с алмазным напылением). Изготовленные из этого материала предметы гладкие на ощупь, блестят, сверкают и прозрачны, их волокна не видны невооруженным глазом.




С другой стороны, нефриты с твердостью ниже 6 можно с легкостью обработать резцом. Однако их рыночная стоимость значительно ниже жадеитов.

В-третьих, расцветка камня – его естественный оттенок также влияет на его цену. Некоторые из них белоснежны, другие – ярко красного цвета, а третьи – притягательно зеленого. Бриллианты, изумруды, сапфиры и другие драгоценные камни используют для изготовления украшений – сережек, колец, при этом камень не потеряет своего первоначального оттенка. Некоторые камни могут переливаться всеми цветами радуги, и только грамотный мастер способен использовать это свойство с максимальной пользой. Даже небольшой дефект, трещинку в камне можно превратить в «милые пятнышки», например, в насекомое на цветке, бельчонка на дереве, тем самым добавляя изделию жизни и привлекательности.




В Китае во всех крупных городах существует множество нефритовых мастерских и заводов. Процесс обработки камня, раннее проходивший вручную, теперь частично механизирован. И хотя некоторые операции стали проходить быстрее, резьба по нефриту по-прежнему остается оплотом ручной работы. А цена на драгоценный юй будет продолжать расти, вслед за сокращением его запаса на земле.
Lady Rain
Светящийся нефритовый кубок (夜光杯 егуанбэй)


Егуанбэй (досл. с кит. «кубок, светящийся в ночи») является гордостью нефритовой отрасли Цзюцюаня, пров. Ганьсу.

С незапамятных времен горы Цилян (пров. Ганьсу) славились месторождениями нефрита белоснежного, зеленого, черного и желтого оттенков. Местные мастера вырезали из них винные кубки чистого или смешанного цветов. Бэй (кубки) могли иметь самую разную форму: на ножке, с плоским дном, украшенные гравировкой – все они служили примером безупречного вкуса. Их ценность также заключается к нечувствительности к резким перепадам температур.


Легенда гласит, что князь Му (ок. 10 в. до н.э.) династии Чжоу, находясь во хмели, обнаружил, что его чаша сияет в лунном свете. Так кубки получили свое название. Оно закрепилось после того, как поэт Ван Хань, живший в период династии Тан, сочинил следующие строки:

Добрая водка с прекрасной лозы... Кубки блестят в полутьме

Пиба звучит... Жажда томит - всадник летит стремглав...

Не насмехайтесь над пьяным героем, павшим в белый песок -

С давних времен из походов и битв много ль вернулось людей?..

(«Лянчжоуский напев», перев. А. Матвеев).


Предприятия по производству нефритовых кубков в настоящее время стали второй достопримечательностью в Цзюцюане, после перевала Цзяюйгуань - западного окончания Великой стены. Каждый турист мечтает побывать на нем и приобрести егуанбэй в качестве сувенира.


Lady Rain
Филиграная резьба (微雕 вэйдяо)


Искусство филигранной резьбы, главным образом, заключается в нанесении иероглифов микроскопического размера на слоновую кость или человеческий волос. Вырезая иероглифы, мастер не может видеть свою работу и целиком полагается на свое чувства. Поэтому вэйдяо иногда называют «искусством по наитию».


Во многих городах Китая живут мастера, способные на зернышке слоновой кости выгравировать поэмы, картины, миниатюрные печати, используя палитру минимум в 10 цветов.

[i]Чжан Юньху, микро-каллиграф из Шанхая, на кусочке кости в 3 см2 воспроизвел всю антологию «Трехсот танских поэм», насчитывающих ок. 10000 иероглифов. Для невооруженного глаза работа представляет собой ряды черный точек-игольных уколов.


В 1982 г. Чжан Юньху поразил мир своей новой работой – на кусочке кости в 2,8 см2 он выгравировал все 14000 иероглифов Конституции Коммунистической партии Китая. Работа была выполнена в течении 2-х недель. При 100-кратном увеличении можно заметить, что иероглифы написаны четко, изящным каллиграфическим почерком.[/i]




Филигранная резьба по волосу была разработана совсем недавно членом Исследовательского института по искусствам и ремеслам г.Сучжоу, Шэнь Вэйчжоном. На волосе в несколько см длиной, без помощи каких-либо увеличительных приборов, мастер может выгравировать поэмы и другие тексты, полагаясь лишь на свои чуткие пальцы. Для этого ему необходима полная тишина, в которой он, медитируя и контролируя свой пульс, отдается своему делу, нанося линии тоньше волоса. При большом увеличении можно насладиться четкостью линий выполненной работы. Этот вид резьбы появился в Китае на основе традиций гравировки каллиграфии. Начало было положено ок. 2000 лет назад: на гадальных костях, обнаруженных на раскопках периода Западной Чжоу (Гуюань, пров. Шэньси) различимы иероглифы в рисовое зернышко, черты которых с волос толщиной. Кроме того археологи обнаружили на гадальных ракушках периода ранней Ин гравировки размером с просяное зернышко, различимых только при 5-кратном увеличением.


Lady Rain
Резка гравюр-силуэтов (影雕 индяо)


Традиция резки гравюр является направлением Хуэйаньской школы резки по камню пров. Фуцзянь, получившее свое название «ин» (кит. «тень») от схожести с первыми черно-белыми фотографиями. За сложность и изысканность индяо в Китае прозвали чудом.




Используя целую армию различных резцов, толщина которых варьируется от ногтя до иглы, ремесленник копирует изображение с фотографии, вырезая его на поверхности голубого песчаника толщиной в 5 см. Изображение, сочетающее реальное и вымышленное, получается сочетанием точек разной глубины, размера и плотности расположения на поверхности камня. При этом сама работа может быть миниатюрной (4-5 см2) или гигантской (100 м2).




Гравюры, изготовленные на Хуэйаньском уездном заводе резки по камню, часто преподносят в качестве подарков во время дипломатических встреч, они экспонируются на различных выставках по всему миру.


Lady Rain
Живые бумажные скульптуры Ли Хунбо



Вам когда-нибудь хотелось оторвать кому-то голову? Теперь это вполне можно сделать на выставке китайского скульптора Ли Хунбо.

Внешне вполне обычные гипсовые скульптуры вдруг оказываються сотнями листков проклеенной белоснежной бумаги, как в торте «Наполеон». Скульптуры можно растягивать, гнуть и играть на них как на аккордионе.

Все началась с интереса Ли к китайским бумажным игрушкам и, в особенности к фонарикам, которые из блинчика, раскрываясь, превращаються в красивые воздушные цветы или принимают иную, порой просто фантастичексую форму. Скульптор немного увлекся и вот что из этого вышло…


Lady Rain
Lady Rain
Lady Rain
Lady Rain
Невероятное искусство — картины на листьях деревьев. Резьба по листьям


Китайцы — потрясающий народ, удивляющий нас своими достижениями. Именно из этой страны пришло новое искусство, которое только начинает развиваться — резьба по листьям.

Смотреть на эти картины без восхищения невозможно. Удивительная красота в маленьком и хрупком листе. Как может человек вырезать на небольшом листе, такие четкие по детализации картины?
Считается, что родоначальником искусства стал житель Китая — Хуан Тай Шань. Именно он начал вырезать картины на листьях и в 1994 году его творчество отразили в Книге рекордов Гиннеса.

Сейчас подобным искусством увлекаются многие, но в основном это жители азиатских стран. Изготовить подобную картину очень сложно. Я не нашел точной инструкции в Интернете, так как это очень технологичный процесс.

Если вкратце, то все начинается с того, что поздней осенью необходимо найти хорошие, не покусанные насекомыми, крепкие листья дерева Чинар. Его листья очень похожи на кленовые, но они гораздо прочней и толще.

Далее этот лист сушится в течении 10 месяцев, а затем его кипятат 5 часов в специальном растворе. За это время лист полностью очищается от различных бактерий, которые могут потом испортить картину, а специальный раствор позволяет в более лучших условиях работать с тканью листа.

После этой стадии начинается самое интересное — впереди более 60 этапов, по завершению которых получается эти шедевры. В эти этапы входит и удаление ткани листа до сеточки. Тут надо быть предельно осторожным, чтобы не повредить ни одну из вен листа.

Вроде бы кажется, что процесс резьбы должен быть самым сложным? Оказывается нет. Как пишет один из художников — наиболее сложный этап — сушка. Именно на этом этапе 60% листьев ломается.

Вот такое хрупкое искусство. Не буду больше утомлять вас текстом, давайте лучше взглянем на подборку фотографий ;-)
Lady Rain
Lady Rain
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2019 IPS, Inc.