Любящие сердца :: Seven ureklerЛюбящие сердца :: Seven urekler
Любовь — это когда хочешь переживать с кем—то все четыре времени года. Когда хочешь бежать с кем-то от весенней грозы под усыпанную цветами сирень, а летом собирать ягоды и купаться в реке. Осенью вместе варить варенье и заклеивать окна от холода. Зимой — помогать пережить насморк и долгие вечера… Рэй Брэдбери

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация ) · Создать почтовый ящик

5 страниц V  < 1 2 3 4 5 >  
Reply to this topicStart new topic
Язычество древних славян

> Сообщение #31
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 13:15
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


Не начинай строить дом на старости лет, а то скорей умрешь - Есть и другой вариант этого поверья: покупать новую одежду на старости лет - к смерти. Многие, к сожалению, верят в это и лишают себя маленьких человеческих радостей. Хотя, если вдуматься, в основе поверья - всего лишь обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду.

В один день двумя вениками не мети: богатство разметешь - Тут просматривается мистическая связь с домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: "Всякая метла по-своему метет": То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор.

Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведется - В основе поверья - отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче.

Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь - Мести к порогу - значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое - хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались.

Загудело в печной трубе - душа покойника мучается - Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших. Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу, - чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны "чужими".


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"


Спасибо сказали:
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #32
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 13:16
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


Передний угол в доме трещит - несдобровать хозяину - Угол для славян - не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитания домового. В некоторых местностях считают, что в углу вообще живет нечистая сила (отсюда - окуривание углов дома для изгнания болезни и всякой нечисти). Под наружный угол дома выливали воду, которой обмывали покойника, сжигали там оставшийся после похорон мусор. Такое мистическое отношение к углу объясняет и поверья, связанные с ним. Неожиданные звуки - треск, стук, - доносящиеся из угла, считались знаком потусторонних сил. Бытовое объяснение поверья - в том, что хозяину надо попросту обратить внимание на состояние углов дома. Если они оседают (именно из-за этого раздается треск), то уж точно несдобровать - не только хозяину, но и всем домочадцам.

Петух головой затряс - быть беде - Поверье основано на двояком отношении к петуху. С одной стороны, это вещая птица, способная бороться с нечистой силой. С другой стороны, и сам он, постарев, становится представителем дьявольских сил (может даже "снести яйцо", из которого появляется на свет "маляк", доводящий потом хозяев до смерти).Головой начинает трясти, как правило, именно старый петух. Поэтому в поверье , зафиксирована рекомендация поскорее избавиться от него. То, что старый петух в хозяйстве не нужен, - однозначно. И суеверие - повод расстаться с ним во имя благополучия в доме.

Икона в доме упала - к покойнику. - Причина кроется в отношении к иконе как к покровительнице человеческой души. Тем более что на иконах изображены те, кому человек молится о здоровье и благополучии. Падение запечатленного свя-того лика воспринимается как потрясение. Подобное поверье связано и с картиной, на которой изображен хозяин дома. В этом случае речь идет об отношении к его "двойнику" (то же - и с разбившимся зеркалом).

Стук в доме без причины - к чьей-либо смерти - Основание поверья то же, что и в описанном выше случае с треском в углу, Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме.

Вымести сор из дома, где покойник лежит, дo его выноса - значит всех живых из дома вымести - Поскольку в домашнем соре, мусоре сохраняется часть ауры покойного (как и во всех предметах и в самом воздухе жилища), то мусор не надо выметать, пока тело находиться в доме. Если это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть ее уже выметают, как бы спеша избавиться от нее. Бытовое пояснение кроется в том, что действительно убирать надо после выноса тела, и не на скорую руку, а как следует.


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"


Спасибо сказали:
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #33
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 16:20
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


Приметы связанные с пищей




Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут. - Мы уже говорили об этой примете в связи с заботой о беременных, но это относится и ко всем людям. Вероятно, поверье имеет прежде всего этический смысл. Еда - важный жизненный процесс, и проходить он должен в удобных, комфортных условиях. В отличие от животных, которые, добыв пищу или украв ее, едят, скрываясь от постороннего взора, человек питается открыто: ему незачем таиться, свой хлеб он сам и заработал. Если же кто-то ест в темноте, это значит, что он скрывается. Почему? Может, он - вор? Тогда и дети его могут стать ворами, по пословице о яблоньке и яблочке. Здесь уместна притча об отце, который послал сына украсть барана. Сын не стал красть, а купил барана, но отцу об этом не сказал. Ели они барана целый месяц. Сын поздоровел, выглядел упитанным, а отец оставался таким же худым. И все потому, что один был спокоен, а второй постоянно боялся, что кража раскроется, и еда не шла ему впрок.

Большой урожай хлеба - к близкому голоду. - В основе поверья лежит наблюдение над цикличностью урожаев и неурожаев. Обычно из-за малого надела земли крестьяне сеяли злаковые на одном и том же месте, не имея возможности чередовать культуры. В результате земля не могла постоянно плодоносить, требовала "отдыха", и за урожайным годом нередко следовал неурожайный. Поверье настраивало на экономию и предусмотрительность.

С ножа не ешь - злым будешь. - Поверье связано с мистическим восприятием ножа как оберега от нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно. Бытовая сторона вопроса куда проще: если человек ест с ножа, он может поранить язык или губы. Тут уж поневоле злым станешь.

Телятину есть - грех. - Казалось бы, вот уж странный запрет, ни на чем не основанный! Тем более что сейчас, особенно в городах, телятину (коль средства позволяют) едят с превеликим удовольствием. Но поверье это не городское, а сельское. Коровы хорошо доятся, пока рядом с ними телята. Не будет их - и молока меньше станет. Так что грешно или не грешно, но уж точно - неразумно.

Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится. - Современные медики тоже говорят о пользе подсушенного, "вчерашнего" (но не залежалого, не плесневелого) хлеба. Может быть, потому веками так популярны сухари. Но, думается, лучше согласиться с В.И. Далем, что в основе лежит обычная педагогическая "обманка": мол, ешьте, дети, что дают, не привередничайте. А поскольку все хотят хорошо плавать, сулится и это умение. Интересна тут связь плавания с грозой. Дело в том, что в старину считалось очень полезным купаться в грозу: люди, жившие в единении с природой, не могли не заметить энергетической насыщенности воды в грозу. Шли и общаться с богом грома и молнии - Перуном.

Хлеб выбрасывать - большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет. - Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот обречен быть бедным. Что касается птиц, то к ним у народа издревле было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем выбросить кусок без всякого смысла.

Первый блин - заупокойный. Его кладут на подоконник, приговаривая: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!" Кто на поминки блины печет, тот о насыщении души покойного печется. Нельзя, чтобы чужие смотрели, как блины печешь: могут сглазить, и блины не зададутся. - Блины у славян - любимое обрядовое блюдо. Это связано с тем, что блин олицетворял собою Солнце, солнечный диск, а Солнцу славяне в древности поклонялись как верховному богу. Потому блины пекли и на Масленицу (встречая приход весны, яркого Солнца), и на свадьбу, и на поминки. С первым блином связано немало поверий, и каждое из них основано на том, что он предназначен для души умершего. Блин специально оставляют либо на подоконнике, либо на могилке. Второе из приведенных выше поверий (кто блины печет, о душе покойного печется) восстанавливает корневую связь между словами печь и печься. Блин по праву считается старше любого другого хлебного изделия; больше того, это и символ вечности (круг). Хозяйки подметили, что если посторонний смотрит, как пекут блины, то они выпекаются не столь безупречно. Вероятно, причину надо искать не в сглазе, а в том, что при посторонних женщина начинает спешить, нервничает - и в результате следит за блинами не так тщательно, как в привычной обстановке.


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"


Спасибо сказали:
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #34
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 16:22
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


Отговев, надо купить связку бубликов и разделить с друзьями и близкими - тогда увидишься с ними и на том свете. - Говеть - означает соблюдать строгий пост, ничего не есть. Говеют, готовясь к исповеди и причастию. Соответственно разговеться - означает: завершить пост, начать есть. Вот здесь и предлагается, отговев, разговеться бубликами. Бублик - еще один символ круга, вечности. Связка бубликов включает в эту символическую вечность всех близких, друзей. Это и как бы совместное преломление хлеба. А встреча на том свете - благое последствие такой символической круговой связи на Земле.

Не ешь горох натощак - кого-нибудь сглазишь. - Поверье связано с двояким отношением к гороху. С одной стороны, это один из магических символов плодородия (не случайно им обсыпают невесту, желая новой семье много детей). С другой стороны, горох - еда достаточно тяжелая и добавляться должна в пищу понемногу. Завтрак, начатый с гороха, может испортить человеку настроение на весь день. А это плохо отразится и на отношении к окружающим.

Горшок с кашей в печи треснул - не к добру. - Горшок с кашей - один из символов благополучия в доме. Уважительное отношение к горшку в печи усиливается еще и тем, что он круглый и горячий (отзвуки обожествления Солнца). С помощью печного горшка (как и веника) переносили из старого жилища в новое домового. Печной горшок нередко использовался и при гадании, для связи с душами умерших. Но и без этой древней мистики горшок с кашей, треснувший в печи, - конечно, не к добру: о каком добре может идти речь, если и семья без каши осталась, и горшок новый покупать надо.

Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может. - Как мы уже говорили, порог отделяет свое, домашнее, защищенное пространство от чужого, населенного разными силами, в том числе и недобрыми. Поэтому, переступая эту границу с открытым (жующим) ртом, человек дает возможность нечистому вселиться в него. Но, наверное, еще важнее бытовой смысл поверья: занимаясь едой на ходу, можно споткнуться о порог. Есть надо за столом.

Не ешь во время учения: заешь выученное. - Это же поверье относится и к чтению во время еды. Суть его основана на фи-зиологии: во время еды кровь приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное "заедается", то есть попросту не воспринимается, не запоминается. В поверье отражено и уважительное отношение к еде, к самому процессу приема пищи, который в народе достаточно строго регламентирован: когда, где и как можно есть.

Ложку на столе после обеда забыть - к гостю. - Эти и многие иные приметы и поверья, связанные с гостем, основаны на нераздельности гостя и угощения, пищи. Оставить ложку на столе после того, как все уже сыты, отобедали, можно только для гостя. Отметим и частичную перекличку этой приметы с поверьем о двух кусках хлеба: начал есть второй кусок, когда первый еще недоеден, - значит, кто-то близкий голодает. То есть все, что случайно оказалось за столом лишним, - для другого или в память о другом. В день поминовения близкого человека для него даже ставили отдельный прибор.

Если солонину готовить во время новолуния, то она скоро испортится. - С новолунием в народе связана порча почти всех продуктов питания. Это не случайно, ибо многие предания и мифы строятся на том, что Луна - это планета мертвых, там обитают их души, улетевшие с Земли; соответственно свет Луны - это мертвый свет, отрицательно влияющий на все живое. В этом смысле Луна противопоставляется животворящему Солнцу. "На возрастающей Луне" (от новолуния до полнолуния) свет ее активнее, чем "на уходящей Луне". Поэтому и все заготовки продуктов в это время обречены на неудачу. Есть некоторый резон прислушаться к этой примете, основанной на опытных народных наблюдениях, ибо в разные фазы Луны некоторые процессы (в том числе засолка) протекают по-разному.

На Воздвиженье соленые огурцы надо встряхивать в кадке - тогда они будут лучше храниться. - Засоленные огурцы желательно встряхивать не только на Воздвиженье. Но тут мы имеем дело с частым в народе обыгрыванием слов: Воздвиженье - двигать, передвигать. Точно так же в народе говорят: на Тихона Солнце тише идет. В этом случае игра слов отражает астрономическое явление: к концу июня Земля действительно вращается вокруг Солнца со скоростью, которая на 3600 километров в час меньше, чем в начале года.


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #35
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 16:25
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


Не пей нападкой (то есть лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой. - На основе этого поверья созданы сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, о мужике и черте и т.д. В основе лежит мистический запрет пить воду из открытых водоемов, не отделяя себя от них, а наоборот - соединяясь с ними, как бы кланяясь водяному и другой нечисти, покоряясь им. Еще более ярко просматривается бытовой смысл: ведь пить, наклонившись к воде (реке, озеру), - значит подвергать себя опасности утонуть. К тому же, используя для питья стакан или кружку, человек способен и оценить качество, чистоту воды.

Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста Богу молятся. Во время постов нельзя говорить слово "мясо" - надо говорить "скоромь". Кто в пост скоромное ест, у того рябая невеста будет. Кто перед Успением Пресвятой Богородицы постится, тот от покушения лукавого сохранится. Кто в пятницу перед Вознесением постится, тот от утопления сохранится. Кто в пятницу перед сошествием Духа Святого постится, тот от меча сохранится. Кто перед днем Козьмы и Демьяна постится, тот от смертного греха сохранится. Кто в пятницу перед Ильиным днем постится, тот от вечных мук сохранится. - Все эти поверья построены, естественно, на желании поддержать тех, кто постится, то есть не вкушает скоромного, говеет, средопятничает (соблюдает пост в среду и пятницу) и т.д. В данном случае мы видим сплетение церковных предписаний с народным творчеством, которое по-своему поясняет и оправдывает эти предписания. Медицина подтверждает необходимость и строгую продуманность постов, которые направлены на поддержание здоровья.

Бумагой стол вытирать - к ссоре. - Поверье это не столь уж старинное, но основано оно именно на старинном уважении к столу, который надо не просто вытереть, а тщательно вымыть, и протереть не кое-как, а бережно, предназначенной для этого мягкой тряпочкой или даже полотенцем. Поверье основано и на ассоциации: шум, шелест бумаги - шум ссоры.

Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется. - Запретительное поверье, подчеркивающее уважение к хлебу. Даже крошки надо собрать и съесть. Или птицам отдать, но ни в коем случае не смахивать на пол.

В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью. - Хлеб-соль - не только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и ее полезно съесть вместе с другим святым продуктом - хлебом. Само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь (так, кстати, назывался македонский город - ныне греческий порт Салоники); "идти посолонь" (старинное выражение, еще бытующее кое-где) - означает: "идти по Солнцу". "Хлеб да соль!" - традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство близко по значению к гостеприимству. Наконец, еще одно пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть - значит, голоден; а если и после обеда можешь - значит, не переел. Хорошая примета.

Хлеб в печи раздвоился - к отъезду кого-то из домочадцев. - Имеется в виду отслоение части каравая от целого. Хлеб - символ единства семьи: о том, кто оказался вне семьи, говорят: "отрезанный ломоть". И по ассоциации "раздвоение каравая - раздвоение семьи" делают предположение, что кто-то может уехать.

Чай пролить - к недоразумению. - Одна из многочисленных "смягчающих" примет, которая не несет ни положительной, ни отрицательной нагрузки. Смысл ее лишь в том, чтобы разрядить обстановку, не дать возникнуть психологическому дискомфорту. Кто-то пролил чай (уже недоразумение!) - и все вспоминают о примете. Тем недоразумение и исчерпано, о нем можно тут же забыть.

Чаинка в стакане плавает - к подарку. - Подобное же поверье существует и о мухе, попавшей в суп. Мы имеем дело с функцией приметы, которая направлена на то, чтобы успокоить человека, гипотетической посулой скрасить небольшую досаду.

Яблоко со стола упало - к свиданию с возлюбленным. - Дело тут в символике яблока, как плода любви (можно вспомнить и миф о Парисе, и библейское яблоко, и яблочко на тарелочке, которое помогает увидеть милого). Второй символ - упавший предмет; считается, что он предвещает встречу: упал предмет мужского рода (нож) - к встрече с мужчиной, женского рода (ложка, вилка) - к встрече с женщиной. Поскольку яблоко среднего рода, то его легко трактовать в свою пользу как девушке, так и юноше.


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #36
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 16:28
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


До Иванова дня женщины ягод не едят, а то дети умирать будут. - Запрет построен на том, что не все ягоды к этому времени созревают, а незрелые ягоды опасны для здоровья. С другой стороны, созревшие ягоды, пока их немного, в первую очередь отдают именно детям. Поэтому поверье отчасти трактуется и как напоминание: сначала накорми ребенка ("чтобы он не умер"), а уж потом ешь сама.

Скорлупу от съеденного яйца надо раздавить на мелкие части. Если она попадает в воду, то русалки построят из нее кораблики. Оставишь не раздавленную скорлупу на дворе - сорока из нее воды напьется, а у тебя лихорадка будет. - Причина этих двух поверий проста. Выброшенную в воду скорлупу склевывают утки, "наклевывая" и собственные яйца. А к не раздавленным скорлупкам, валяющимся на дворе, может пристраститься собака или курица - и потом портить настоящие яйца. Вот и появилась угроза лихорадкой - для пущей острастки.

Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, - это к голоду. - Примета отражает особое отношение к хлебу, о чем мы уже не раз говорили. Исследователь народного творчества А.Л. Топорков отмечает и еще ряд примет: "Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим: заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность" и т.д. А воткнутый в хлеб без дела нож - это кощунство. Хлеб может обидеться и лишить дом своего покровительства.

Пересаливает женщина еду - значит, влюбилась. - Связано с одним из любовных заговоров, который предполагает соление пищи для возлюбленного: чтобы все получилось, девушка соли не жалела. Один из свадебных обрядов требовал, чтобы пищу для родителей жениха солила невеста; в этом случае, дабы ее не заподозрили в жадности, она бросала соли в горшок побольше. В подобных случаях пересол был следствием не ошибки, а умысла, первопричина которого - в желании добиться любви. Кстати, не столь давно в печати появилось и еще одно пояснение, проливающее свет на эту давнюю примету. Оказывается, в состоянии влюбленности женский организм ощущает нехватку соли, - поэтому женщина и пересаливает пищу, сама того не ведая, ибо то, что солоно для других, ей кажется в самую пору.

За кем допиваешь, того грехи принимаешь. - Помимо мистического смысла, в данном случае допустимо и самое простое объяснение: допивая из чужого стакана, можно заразиться (принять чужие грехи).

Соль рассыпать - к ссоре. Собери посыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом - тогда все обойдется. - Соль - один из наиболее древних пищевых оберегов. В этом качестве она известна с добиблейских времен. То, что она не портится от времени, позволило относиться к ней как к символу вечности. На Руси соль долгое время была дорогой, что способствовало отношению к ней как к очень ценному продукту. Соответственно просыпать соль - значило навлечь на себя гнев. Считается, что соли боится нечистая сила. Именно поэтому возник обычай встречать гостей хлебом-солью - символом благополучия (хлеб) и оберегом от темных сил (соль). Тот, кто отведал с тобой хлеба-соли, не может быть врагом. Просыпать соль - значит способствовать торжеству враждебных сил. Чтобы этого не случилось, надо или трижды сплюнуть через левое плечо, или бросить через левое плечо щепотку соли. Считалось, что именно за левым плечом - искуситель. И раз уж ты просыпал соль, то брось в него - не огорчаясь, а смеясь. Смеяться рекомендовано традицией по двум причинам: во-первых, не должно выказывать лукавому своего страха и уныния; во-вторых, не надо излишне огорчаться из-за какой-то потери - можно навлечь этим еще большую потерю. К то му же у смеющегося человека непроизвольно улучшается настроение, что и помогает ему избежать "запланированной" ссоры.

Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, - не то поссоритесь. - Потаенный смысл совета кроется в том, что передающий рискует просыпать соль, - и тогда он невольно рассердится на попросившего. Чтобы этого не случилось, улыбайтесь, не нервничайте. К тому же улыбка - непременный атрибут застольного этикета, проявление хороших манер. Об осторожности в поверье даже и не упоминается: все знали, что, передавая солонку, надо опасаться уронить ее или опрокинуть. Так сделал Иуда во время Тайной вечери. Плачевный результат этой оплошности известен.


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #37
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 16:30
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


Посуду с питьем нельзя держать открытой - вражья сила поселится. В оставленной на ночь открытой посуде с питьем нечистая сила резвится. - Подобные поверья встречаются часто (иногда с конкретизацией вреда от не-чистой силы: "черт в ведро плюнет"). Считалось, что открытые, незащищенные сосуды подвержены нападению всякой нечисти чаще, чем закрытые. Автору этих строк довелось перевести с украинского языка - для книги "Сказки, легенды, мифы и предания славян" - несколько подобных случаев, рассказанных "очевидцами". На самом же деле суть поверья в том, что воду (как и прочее питье) надо закрывать, чтобы не попадали в нее мошки, мухи, пыль и т.д.

Каша выходит из горшка к выходу из печи - это к несчастью, а если к дальней стене - к изобилию. - Несмотря на то, что в этом поверье собрано сразу три символа (каша, горшок, печь), суть его довольно проста, ибо строится на внешнем сопоставлении: к выходу из печи - значит, и к выходу из дому, а к стенке - значит, в доме прибавится, изобилие будет. На мистическом уровне это толкуется как деяния обитающих в печи духов: выталкивают они пищу или оставляют себе, тем самым, выражая благосклонность.

Хлеб не выпекается, сырым остается - к разлуке или к разорению. - В предыдущих случаях мы имели дело с отношением человека к хлебу, а в данном случае - с отношением хлеба к человеку. Считалось, что при выпечке каравая души умерших питаются запахом, который при этом исходит (то есть духовной субстанцией пищи). Хлеб не выпекается - значит, души предков не нуждаются в кормлении, покинули печь и дом. А тогда уж жди любой беды.

Поперхнулся за столом - значит, кто-то к обеду спешит. - Торопливость в принятии пищи переносится на торопящегося гостя. Все, что происходит за столом, толкуется широко и иносказательно. "Сколько за столом, столько и в Царстве Небесном", и потому не спеши, относись к еде с уважением. Любое происшествие за столом - не случайность, а знак свыше. Поспешность за едой всячески осуждалась - такой, например, шуткой: "Ест, аж заталкивается, чтобы другому не досталось, если успеет".

Соль в огонь просыпать - к ссоре. - Поверье очень близки к одному из предыдущих: "соль просыпать - к ссоре". Но если, просыпав соль на пол, можно собрать ее и бросить через левое плечо в глаза искусителю, то, просыпав в огонь, ее уже не соберешь. И тогда искуситель устраивает ссоры с ближними. Бытовой же смысл поверья заключался в дороговизне соли.

Не убирай в дому, когда хлеб в печи, - достатка не будет. - Во время выпечки хлеба запрещалось и выходить из дому, и даже шуметь. Все это связано с тем, что к хлебу относились как к живому (одухотворенному) существу. Выйдешь из дому - хлеб обидится, что его оставили в одиночестве. А шум может его испугать. Что же касается уборки, то это просто оскорбление хлеба! На бытовом уровне поверье толкуется как полезное и рациональное: не надо делать несколько дел сразу - ни одно не удастся. Тем более такое сложное, как выпечка хлеба, требующая постоянного присутствия хозяйки у печи.

Квашеная капуста не испортится, если в нее ветку осины положить. - С осиной в народе связано множество поверий и примет христианского времени, из которых следует, что она - проклятое дерево; недаром, по преданию, на осине Иуда повесился. Но замечательный наш фольклорист С.В. Максимов пишет на сей счет совсем другое: "Осина, или дрожащий тополь, в отличие от прочих деревьев имеет некоторую особенность в строении листового черешка. Черешок листа длинный, часто длиннее, чем пластинка, и широко сплюснут... Это и есть причина того, что от малейшего ветерка лист начинает дрожать. Так объясняется это явление ботаниками. Народ твердит свое, слепо веруя преданиям предков и не наводя справок о том, растет ли в Святой Земле этот вид из подсемейства ивовых... Народ упрямо верует, что на этом дереве повесился Иуда-предатель. С тех пор осина со всем нисходящим потомством, во всех странах света была неправедно проклята. При этом забыли, что она приносит сравнительно с другими древесными породами наибольшую человечеству пользу, особенно нашему русскому. В деревнях из нее вся домашняя посуда, а в городах - даже и та бумага, на которой печатаются эти строки". Кроме того, осина - и лучший материал для дуг. И она действительно имеет свойство сохранять капусту - благодаря особенностям своей коры.


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"


Спасибо сказали:
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #38
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 18:16
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


Приметы связанные с живностью




В доме тепло, а кошка на печке лежит - быть морозу. Если кошка голову под брюхо прячет - к морозу. Если летом кошка спит калачиком - к близкому ненастью. - Многочисленные приметы, связанные с кошкой и предвещающие ту или иную погоду, основаны на том, что кошка очень чувствительна к погодным переменам и может предчувствовать их. Тяга к теплу перед похолоданием у кошек осталась и после исчезновения печей. Если вы внимательно понаблюдаете, то увидите, что перед морозом кошка лежит на батарее парового отопления: она словно бы набирается тепла на период холодов (мы уже коротко упоминали об этом в начале книги). Значит, есть смысл учитывать народные приметы, в которых явно просматривается причинно-следственная связь.

Кто кошку любит - дом от беды бережет. Кота убить - семь лет удачи не видать. Кошку в дорогу не берут: от нее лошади сохнут. - Приметы эти могут показаться на первый взгляд взаимоисключающими. Но это не так. С домом кошка (кот) связана навечно: она и мышей ловит, и самое здоровое место находит, и погоду предсказывает, и хозяину (хозяйке) во время болезни пытается помочь. Кошка бережет дом и от змей: они очень боятся кошек, не вступают с ними в борьбу, а предпочитают бежать с места встречи. Что касается лошадей, то они действительно становятся пугливыми и мнительными, чутко реагируя на присутствие кошки, которую узнают по запаху. Дело в том, что лошади генетически опасаются всех кошачьих: тигров, барсов, львов - за одно и их мелких родственников кошек. Поэтому для них "страшнее кошки зверя нет".

Волк дорогу перебежал - к счастью. - Примета странная, если учесть, что волков всегда боялись и даже признавали за ними родство с нечистой силой. Объяснением приметы может служить то, что опасность миновала. А еще то, что покровителем и волка, и стад считается один и тот же святой - Георгий (в дохристианские времена - Велес). Об этом пословица: "Что у волка в зубах, то Георгий дал". То есть не по своей воле он овечку съел, а по воле Божией. Являясь частично порождением нечистой силы, волк в то же время находится во вражде с нею. Поэтому его когти, зубы и шерсть нередко используются в народе как средство от болезней.

Божию коровку никогда не убивай - бедой обернется. - Запрет основан на необходимости охранять это насекомое, чрезвычайно полезное в сельском хозяйстве, ибо оно уничтожает тлю. В сущности, тля и есть беда для крестьянина.

Белка дорогу перебежит - не к добру. - Возможно, тут сказывается некое приравнивание белки к кошке: перебегание дороги кошкой (в отличие от волка!) не считалось благоприятным. Некоторые исследователи считают, что такое отношение к зверьку с пушистым хвостом основано на том, что некогда он был единственным свидетелем грехопадения Адама и Евы; следовательно, в натуре белки - быть рядом с грешным делом. Однако реально многие из нас встречали белок в городских парках, те не раз перебегали нам дорогу - и никаких особых невзгод мы после этого не испытывали. Скорее всего, все приметы о перебегании кем-то дороги связаны не с реальностью, а с мистическим нарушением цельности пути.

Воробей - проклятая птица, надо его гнать от дома. - Суеверие это уходит корнями в легенду об Иисусе. Во время распятия Иисуса ласточки уносили в своих клювах гвозди подальше от креста, а воробьи снова их приносили. Считается, что с той поры они прокляты и потому не шагают, как прочие птицы, а прыгают: на их лапах висят невидимые оковы. Не удивительно в этой связи и такое поверье: если воробей влетит в избу - это к вестям о покойнике. Имеет право на существование и бытовая версия: воробья отовсюду гонят из-за того, что он - воришка. На этом фоне выглядит парадоксальной (и все же существует) примета: если воробей привидится во сне - это к любовным делам.

Стая галок или ворон перед домом с утра кричит - к худу. - Эта и прочие отрицательные приметы основаны на уверенности, что галки и вороны - птицы дьявола; более того, ведьмы любят превращаться именно в галок и ворон. Бытовой же смысл приметы прост: крики галок и ворон далеки от музыкальности, слушать их гвалт неприятно.


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #39
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 18:19
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


Если ворон сядет на крышу дома и прокаркает, то в доме вскоре кто-то умрет. - В основе лежит отношение к ворону как к изначально зловещей птице. Наверное, нет ни одного поверья, ни одной приметы, где ворон играл бы положительную роль. Причина в том, что питается он падалью, мертвечиной; в сознании и установилась такая причинно-следственная связь: прилетел ворон - быть мертвечине. Даже во сне увиденные ворон или ворона означают смерть, голод, в "лучшем случае" - неприятности.

Паука нельзя убивать - несчастье случится. (Но существует и обратная примета: хочешь счастья - убей паука.) Внезапно паучка на паутине увидеть - к письму. - Диаметрально разное отношение объясняется тем, что, с одной стороны, паук - существо отпугивающее, связанное с углом, с темным миром, но, с другой стороны, его способность ткать паутину приближает это насекомое к домашнему ремеслу. Поэтому сам паук воспринимается как вестник несчастья, но паук на паутинке (или даже сама паутинка) предвещает новость, письмо, сообщение, ибо каждый кусочек новой, свежей паутины появляется прямо на наших глазах.

Стучит в окно синица или другая птица (кроме вороны, ворона) - к доброму известию. - Птицы издавна воспринимались как олицетворение душ умерших (за исключением ворона, вороны - птиц нечистых). Однако не во всех местностях птичка за окном воспринимается как добрый знак, в некоторых - наоборот. Вероятнее всего, в таких случаях произошла подмена, ибо традиционно считается, что не к добру - влетевшая в дом птица, а не стучащаяся в окошко. Конечно, большую роль играет в этих поверьях само по себе окно. Ведь в давние времена именно через окно выносили гроб, оно являлось своего рода туннелем связи между живущими и умершими. Ну а с точки зрения психологического влияния, естественно, более приятно, спокойно и радостно, если увидишь за стеклом синицу, нежели ворону.

Залетела бабочка в дом - выпусти, а то будет несчастье. - Примета основана на уверенности, что бабочка - это душа умершего. Залетевшую в дом бабочку убивать нельзя - надо осторожно поймать ее и выпустить в окно (как и залетевшую в дом божью коровку). Я знал коллекционера бабочек, который позволял себе не верить в эту примету и пришпилил к стене целый ряд особей, имевших неосторожность залететь в его дачный дом. Слава Богу, жив по сей день.

Кто ласточку убьет, того покинут удачи в домашнем хозяйстве. - Ласточка устраивает гнездо рядом с человеческим жильем и всегда почиталась как домовитая хозяйка. Она любит светлые сухие места и в нездоровом, болотистом месте жить не будет. Поэтому люди радуются появлению ласточки над карнизом своего дома и оберегают ее.

Хочешь уберечь дом от воров - держи у себя черную кошку, или черную собаку, или черного петуха. - Для своих эта черная живность - домашняя, не страшная, а чужим, в том числе ворам, несчастье приносит. Увидит вор черную кошку, которая ему дорогу переходит, - и побоится воровать. Благодаря таким приметам, видимо, и уцелели черные кошки: и они пригодились.

Муравьи завелись в доме - к добру. - В наше время, несмотря на эту примету, с муравьями борются, пытаясь извести их всеми силами (что не всегда удается). Поверье построено на том, что муравьи - семейные насекомые: они тоже имеют свой дом, свою иерархию, разделение труда - есть разведчики, охотники, нянечки, "дворники" и т.д. Не последнюю роль для формирования поверья имело число муравьев: поскольку их всегда много, то и добра должно быть много. Немаловажным было и соображение, что в доме, где нечем поживиться, и муравьи не водятся. Возможно, муравьям отводилась также роль безвредных чистильщиков: малейшую крошку обнаружат и подберут.


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #40
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 18:21
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


Лошадь спотыкается - удачи не жди. - Лошадь - один из наиболее давних спутников человека, и потому за века совместного проживания человек наделил лошадь огромным числом способностей, которые ей не всегда и присущи. При этом несомненно, что лошадь - умное, тонко чувствующее животное. Она чутко реагирует на опасность: прекрасное обоняние позволяет ей издалека реагировать на запах хищника. Чует она и воду, траву, даже если до них еще значительное расстояние. Спотыкающаяся лошадь - символ беды: значит, что-то не так либо с ней самой, либо вокруг. В мистическом плане спотыкающаяся лошадь ассоциировалась (в отличие от лошади резвой, скачущей) с тем светом. Это пошло с давних времен, когда гроб с телом покойного на кладбище везли именно на лошади. Спотыкаясь, понуро возвращался конь и с поля боя, везя на себе убитого седока. И, наконец (переходя вновь от мистики к быту), спотыкающаяся лошадь может быть больной, что, естественно, предвещает неудачу в крестьянском хозяйстве.

Встретить лисицу - к плохим вестям. - Примета связана скорее с образом этого зверька, нарисованном в многочисленных сказках, чем с реальными наблюдениями: лиса всегда изображалась как хитрая, коварная, недобрая. А реально лиса, встреченная недалеко от жилья, может предвещать недостачу кур и прочей домашней живности. Не случайно и о людях существует пословица: "Где я лисой пройду, там три года куры водиться не будут".

Слушая кукушку, звени мелочью в кармане, тогда деньги водиться будут. - С кукушкой в народе связано гораздо больше запретов и негативных наблюдений, чем положительных. Так, считается, что "обкукованному натощак" грозит несчастье; нельзя сеять целый ряд растений, когда раздается кукование; ее голос в непосредственной близости к дому предвещает чью-либо смерть и т.д. Но, поскольку она имеет особенность куковать подолгу, народ связывает это с возможностью что-нибудь загадать: продолжительность ли жизни или, как в данном случае, денег столько, сколько она накукует. Знающие люди говорят, что поверье сбудется только в том случае, если это будет первая весенняя кукушка, которую вы услышите, и если в этот момент вы будете веселым, а не угрюмым.

Куры все враз закудахтали - ссоры не миновать. - Основано на внешней похожести кудахтанья и шума ссоры, когда все одно временно кричат. Но поскольку враз закудахтать куры могут из-за появления хищника (той же лисы), то и в самом деле возможна ссора - из-за того, что кто-то из хозяев недоглядел за курами. О курах существует множество пословиц: носится, как курица с яйцом; курица гогочет, а петух молчит; скажешь курице, а она всей улице - и т.д. Еще одна иносказательная народная мудрость: "Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся".

Кот лапкой морду умывает - гостей намывает. - Связь между котом и гостями скорее обратная: после ухода гостей накормленный кот умывает мордочку. Но со временем в памяти осталось основное наблюдение: пир с гостями - умывающийся кот. Если учесть, что в деревне в гости принято ходить не в будние дни (занятые трудом), а в праздники, то примета станет еще более ясной: в праздник гости идут друг за другом; остатков пищи много, и коту раздолье - только успевай умываться.

Черная кошка дорогу перебежит - не видать удачи в этот день. Надо или повернуться вокруг своей оси, или, разломив на две части прут, бросить обломки в разные стороны. Можно на правой руке скрестить пальцы, положив средний на указательный. - Черная кошка - один из наиболее зловещих символов в славянской мифоло-гии. Она напрямую связана с нечистой силой, с ведьмами, ею оборачиваются колдуньи и т.д. Этот мотив нашел широчайшее отражение и в народных сказках, и в литературе (достаточно вспомнить хотя бы повести Гоголя). Соответственно счи-тается, что перебежавшая дорогу черная кошка может навлечь на человека неудачу. Как избавиться от такого "сглаза"? Повернуться вокруг своей оси, то есть начать путь заново, "с нового витка". Разломать прут, то есть разомкнуть замкнутую кошкой дорогу, снова освободить эту дорогу для себя, сделать ее от-крытой и чистой. Скрестить пальцы (иногда - взяться за пуговицу), то есть прибегнуть к помощи символического креста (пуговицы нередко пришиваются нитками, образующими фор-му крестика). Существуют и другие приемы-обереги, хотя надо честно признать, что бедное животное страдает ни за что ни про что - только из-за цвета шерсти. Подобное же отношение зафиксировано практически ко всему черному. Идет это от дохристианских времен, атмосфера которых талантливо передана А.Н. Островским в "Снегурочке": народ-солнцепоклонник не расположен был считать добрыми качествами холодность, мрачность, угрюмость, символами чего являются темнота и черный цвет.


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #41
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 18:22
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


За подаренного кота обязательно надо дать выкуп, а то либо погибнет, либо убежит. - Основа этой приметы больше мистическая, чем реальная: в старину всякое дело начиналось с жертвы - с выделения какой-то части своего достатка в пользу богов или людей. Даже поднося бокал к губам, часть вина выплескивали на землю. Видимо, в этом отразились вековые наблюдения: человеку ничего не дается даром, и потому, получая что-то себе, надо частью приобретенного поделиться с другими. "Выкуп" в наше время чаще всего дают за носовой платок, что является отзвуком все того же народного установления: ничего, даже малейшего пустяка, не бери даром.

Ласточки низко летают - к дождю. - Это вполне реальная примета, проверенная веками. Объяснение достаточно простое. Ласточка летает с открытым клювом, захватывая им мошкару. Перед дождем атмосферное давление понижается, и мошкара летает низко над землей. Следовательно, и ласточки добывают этот корм, снижаясь.

Муха в суп попала - жди скорого подарка. - Вряд ли в этом кроется какой-либо действительный смысл, кроме одного: жалко выливать суп. Поэтому брезгливому человеку, увидевшему в своей тарелке муху, говорят о грядущем подарке, намекая: либо подарка лишишься, либо вынь муху да и продолжай есть. Речь идет о первом блюде, ибо со второго даже и брезгливый человек просто смахнет муху рукой, без поползновений на то, чтобы выбросить все содержимое. А потому и подарок ему сулить в этом случае необязательно.

Среди зимы муха в доме летает - к покойнику. - Суеверие из числа мистических. Одно из возможных объяснений его: если мертвое ожило, то живое должно умереть; ожившее тело мухи должно забрать чью-то душу. Трудно поверить, что в этом есть реальный смысл, однако не могу не поделиться одним личным наблюдением. Несколько лет назад мне довелось наблюдать человека, который в феврале ловил в комнате мух. Ему казалось, что они летают у его лица. На самом деле никаких мух не было. Невзирая на мои успокоительные заверения, он сказал: "Это к смерти". Через два дня я узнал о его кончине. Потом я спрашивал у домашних, знал ли покойный о такой примете. Оказывается, знал. Поэтому можно предположить, что в данном случае имел место "эффект ожидания" этих мух. Хотя, может быть, он действительно видел то, что было недоступно моему взору?..

Черные тараканы в доме - к богатству, рыжие тараканы - к печали. - Объясняется это поверье так же, как и связанное с муравьями в доме. Тараканы появляются там, где не очень тщательно убирают, где остаются крошки или любая иная пища. То есть, другими словами, там, где живут достаточно обеспеченные люди, позволяющие себе не считать куски. Всего тараканов существует более трех с половиной тысяч видов, но в жилище человека чаще всего обитают черные и "прусаки". Разделение тараканов на черных и рыжих явно сделано по той причине, что с рыжими труднее бороться, они быстрее плодятся. К тому же они чаще являются переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний.

Если насест обвешать битыми кувшинами, куры хорошо нестись будут. Если найти камень с дырой и повесить в курятнике, куры целы будут. - Битый кувшин здесь тоже символизирует "куриного бога" - многим известный камешек с дыркой. Считается, что такие предметы оберегают кур и помогают им нестись. Скорее всего, эти предметы прежде всего оберегали от сглаза, поскольку взгляд любого прежде всего останавливался на них. Именно поэтому горшки без донышек (а также и бутылки, и любая иная посуда) красовались на шестах - чтобы издали видно было. Может быть, хозяйки поддерживают эту примету по той простой причине, что им со старой посудой жалко расставаться. Но, в любом случае, автору этих строк по приезде в деревню не раз доводилось слышать: "Ты сначала на горшки посмотри, чтоб полны яиц были, а потом уж на кур, чтоб крылом не били".


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #42
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 18:24
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


Чужих кур не считай - сглазишь. - Чужой счет - вообще признанная опасность сглаза. Многим известен забавный мультфильм с рефреном "Ой, он теперь и тебя посчитал!" Считая, мы обращаем взгляд на того, кто подпадает под счет, и сам по себе взгляд трактуется как отнимание чего-то. Хозяйки же связывают этот запрет еще и с тем, что не желают, чтобы кто-то чужой знал, сколько у них в хозяйстве той или иной живности.

Если курица петухом запела, надо ей голову рубить, не то беду накличет. - Признавая, что не к добру курица петухом поет, народ в то же время говорит: "Если курица петухом запела, будет кладпива". Суть поверья - мистическая: считается, что такая курица может стать оборотнем, а значит, надо от нее избавиться.

Чтоб собака не сбежала, надо вырвать у нее из шеи клок шерсти. - Поверье основано на принципе собственности и переноса части на целое. Раз хозяин владеет клоком шерсти, то символически - и всей собакой. Реально же это объясняется и тем, что родной запах снова привлечет сбежавшего пса. (В действительности такое поверье сбывается редко.)

Доедать то, что мышь грызть начала, - зубы окрепнут. - Похожее поверье касается и выпавшего зуба ("На тебе, мышка, костяной, дай мне железный!"). Народ ассоциирует крепость мышиных зубов с теми следами, которые они оставляют на продуктах. С бытовой точки зрения поверье можно объяснить тем, что жалко выбрасывать продукты, лишь слегка тронутые мышью. С этой целью (в первую очередь для детей) и придумана эта формула.

Хочешь, чтоб цыплята были, - наседку сажай, когда скот с поля придет. Нельзя яйца есть там, где наседка сидит. - Вполне здравые советы, которым и по сей день следуют умные хозяйки. Если скотина еще не размещена по стойлам, ничего не стоит спугнуть наседку с гнезда - и тогда она может снова уже не сесть на яйца. А во втором случае причина запрета такова: отведав оставшейся скорлупы, наседка может поклевать и яйца, - таких случаев немало.


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #43
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 18:27
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


Приметы связанные с растениями




Цветы, в горшках подаренные, расти не будут, если за них не дать символический выкуп. - О причине хотя бы символической оплаты подарка, особенно живого (кошка ли это, птица или растение), мы уже говорили: за подарок должен быть отдарок; поскольку об отдарке за недорогую вещь можно и забыть, так лучше сразу ее "выкупить". На мистическом уровне можно принять и такую версию: растение, просто оставленное в чужом доме, считает себя здесь чужим, а если его купили - понимает, что у него новый хозяин появился.

До яблочного Спаса яблоки грешно есть. - Поверье зародилось на мистическом уровне: яблок до Спаса нельзя есть тем, у кого дети умерли, - чтобы им на том свете яблоки достались (имеется в виду духовная субстанция сохраненных на дереве плодов). Но об этом со временем забылось, и остался лишь запрет для всех. Основан он на том, что в деревнях до августа (то есть именно до Спаса) далеко не все яблоки успевают созреть; дети, наевшись зеленых яблок, страдают затем расстройством желудка. Чтобы не было соблазна, им и говорят об этом запрете.

Зацветет зимой комнатный цветок, дотоле летом расцветавший, - к смерти в семье. - Поверье это распространено не только в России, но и во многих других странах. Причем относится оно не только к комнатным растениям, а и к тем, которые не ко времени зацветут во дворе (особенно плодовые деревья). Причину можно искать на символическом уровне: зацвести среди зимы - скоро погибнуть. Есть и более щадящее поверье: не ко времени расцветший цветок - к вестям, которых не ждали.

Не спи возле белены - не проснешься. - Употребление белены или долгое вдыхание запаха ее цветов приводит к галлюцинациям, временному расстройству рассудка и необдуманным поступкам. Говорят: "Дурит, словно белены объелся". Если долго вдыхать ее запах, можно и в самом деле умереть.

Украденные цветы и прочие растения приживаются лучше, чем купленные или подаренные. - Это уж вполне бытовая примета, оставляющая в стороне и этику, и мистику. Украденные приживаются лучше, чем купленные, потому что их быстрее в землю сажают, пока уличить не успели. К тому же у купленного или полученного в подарок растения корни подсохнуть могут, а украденное - только что из земли и снова в землю.

Горох рассыпать - к слезам. - Поверье построено на внешнем сходстве слезы и горошины. Но есть и более легендарное пояснение, когда за прегрешения род людской был наказан голодом, то, чтобы спасти людей, Матерь Божия плакала и слезы ее становились горошинами.

Горох сей только тогда, когда накануне ночь была звездная. - Очень простая взаимосвязь: желание, чтобы гороха было столько, сколько звезд на небе.

Чужую беду на бобах разведу, а к своей ума не приложу. - Имеется в виду распространенное гадание на бобах, которым приписывают мистические, сверхъестественные свойства. На бобах не просто гадают, а стремятся предотвратить беду, развести ее "в разные стороны", уничтожить.


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #44
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 18:30
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


Рябину нельзя рубить, особенно возле дома. Срубил - значит, скоро погибнешь или в доме мертвец будет. При зубной боли надо взять рябиновый прут, надколоть начетверо и на больной зуб положить. Но ягоды рябины после этого нельзя есть несколько лет. - С рябиной связано много примет и поверий - как из-за красного цвета ягод, похожих на кровь, так и из-за того, что ее плоды используются в домашней медицине. В частности, рябиновый квас - это и слабительное, и противовоспалительное средство, его дают при высокой температуре как жаропонижающее и т.д. Обильный урожай ягод на рябине предвещает долгую холодную зиму. Некоторые исследователи полагают, что таким образом сама природа заботится о пропитании для птиц на зиму. Срубить рябину-кормилицу, особенно возле собственного дома, - лишить себя на зиму природного лекарства и оставить без пропитания птиц. Запрет на ягоды после использования рябинового прута - "извинение" перед деревом за причиненный вред.

Увидишь цветок сирени о пяти лепестках - съешь. Это к счастью, к удаче. - Считается, что счастье так же редко встречается, как и цветок с пятью лепестками. Поэтому, став его полным обладателем (съев), человек закрепляет за собою удачливость. Кстати, можно сравнить это с находкой "курьего божка" - камня с дырочкой посередине - на морском побережье. Нашедший считается удачливым и должен загадать желание, которое обязательно исполнится. Автор этих строк в течение одного дня, на зависть отдыхающим в Коктебеле, случайно обнаружил два десятка таких камней с дырочками. Но загаданное желание - купить билет на московский поезд - исполнилось только через два дня.

Если снег растаял и на этом месте плесень появилась - к грибам. - Речь идет не просто об урожае на грибы, а об изобилии грибов именно на этом, примеченном месте. Плесень, появившаяся из-под снега, свидетельствует о грибнице (она же - мицелий) - тончайших разветвленных и переплетенных нитях, образующих вегетативное тело грибов.

Сад поздно зацветает - к смерти хозяина. - Объяснение то же, что и по поводу зимнего или несвоевременного цветения растений: несвоевременный расцвет грозит гибелью - и это символически переносится на хозяина. Явный перебор с подобными приметами в коллективном сознании народа -свидетельство его нелегкой жизни на протяжении многих веков.

Кто вербу своими руками у дома посадит, тот себе заступ готовит. - Имеется в виду, что этот человек умрет тогда, когда из посаженной им вербы можно будет вытесать лопату. Поверье относится к числу щадящих: верба растет долго, и к тому времени действительно можно умереть от старости. В отличие от молодой вербы, символизирующей здоровье и плодородие, старая верба повсеместно считалась "проклятой", потому что ни плодов, ни тени она не дает. Пословица "влюбился, как черт в старую вербу" подтверждает негативное отношение. Такое дерево, особенно дуплистое, слыло прибежищем нечистой силы. Одно из пояснений может крыться в забытой уже легенде о гвоздях, которыми распяли Иисуса: они были не железными, а сделанными из вербы.

Большой урожай рябины - к долгой и морозной зиме. Рябина в лесу урожайная - к дождливой осени, если нет - к сухой. - Примета проверена временем и фиксирует регулирующие функции природы. Как уже говорилось, перед затяжной морозной зимой рябина плодоносит больше обычного, потому что без ее ягод птицы не смогут дожить до весны. Вопрос в том, как природа выдерживает эту закономерность. Но сама по себе примета верна, как и вторая из приведенных здесь.

Береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает. - От молнии оберегает всякое высокое дерево, поскольку оно служит естественным громоотводом (молниеулавливателем). Именно поэтому в поле во время грозы нельзя прятаться от дождя под дерево: будучи единственным возвышающимся объектом, оно в первую очередь станет жертвой молнии. Что касается особенности березы отпугивать зло, это связано с ее белым цветом и с преданиями. Некогда березка укрыла от непогоды Богородицу и Иисуса, а в другой раз спрятала в своих ветвях от нечистой силы Святую Пятницу, - потому и пользуется покровительством всех троих. Одно из объяснений может крыться и в предании, что на Троицу в березовые ветви вселяются души умерших родственников, которые продолжают помогать оставшимся в живых. Вообще береза - самое любимое славянами дерево. Оно включалось и в разнообразные магические обряды дохристианских времен. Кора березы служила "бумагой": свитки из березовой коры сохранились в новгородских и других землях вплоть до XX века, свидетельствуя о грамотности древних русичей (еще до принятия христианства).


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post

> Сообщение #45
>
Natalьka
сообщение 14.10.2010, 18:32
>
 


Наш человек
******

За активное участие в жизни форума С 8 Марта! Сердце4 Модератору форума за неустанный труд за 4000 спасибо за 1500 сообщений "Любви, Счастья, Удачи!!! (©) actress". В семье "Любящих" 2 года С Новым 2013 Годом!
Группа: Пользователи
Сообщений: 1430
Регистрация: 16.5.2009
Из: Мурманск
Пользователь №: 2138
Спасибо сказали: 4155 раз(а)

Награды: 9


Репутация:   44  


Если больного на Максима березовым соком напоить, то он выздоровеет. - День Максима и Ясона (Иассона) -28 апреля старого стиля -11 мая нового. В этот день обычно начинают собирать березовый сок. Наиболее целебным считается сок из верхней части ствола. Добывание сока обставлялось магическими обрядами и строго регулировалось, чтобы не повредить дереву. Смысл приметы в том, что именно в этот день - "на Максима" - березовый сок обладает наибольшими целебными свойствами.

Если с бузинным посохом в путь отправиться, то не страшны будут ни злые люди, ни дикие звери. - Такое отношение к бузине зафиксировано исследователями не только в России, но и в Англии, Германии, Шотландии и других странах. Это основано на ее- целебных свойствах и благотворном запахе. Настоем из цветков бузины излечивают лихорадку. Ветку бузины с собою носят от сглаза. Естественно, что эти особенности перенесены и на посох, который может к тому же физически защитить путника. Вспомним, что Пушкин отправлялся в далекие одинокие прогулки по окрестности Михайловского, тогда еще богатым лесами, всегда с посохом - возможно, как раз бузинным, ибо хорошо знал народные приметы.

Грибы на стене растут - к богатству. - Речь идет, конечно, о внешней, а не внутренней стене дома. Смысл поверья порядком подзабыт, и теперь уж мало кто может выявить истинное его происхождение. Многие говорят, что в основе - количество: мол, богатства будет - как грибов. Или что оно само появится, как появляются грибы. На самом же деле забытый смысл состоит в том, что гриб был одним из фаллических символов (не случайно до сих пор грибы делят на "мужские" и "женские"). Именно поэтому толкователи снов по сей день трактуют гриб как жениха или как беременность, т. е. в любом случае - "прибыль". На поверхности лежащее объяснение - в пословице: "Коли грибовно - так и хлебовно". То есть обилие грибов связывается и с урожаем зерновых. Ну а если даже на стене дома грибы появились -точно быть богатству (хлебу).

Вековую ель рубить нельзя - к неприятностям. - В народе считается, что старая, вековая ель - это жилище лешего. Если ее срубить, то леший начнет мстить всеми ему доступными способами, вплоть до поджога. И уж точно станет сбивать с дороги в лесу, где он хозяин.

Мужчина, пристрастившийся к конопле, может остаться бездетным. - Ранее это было просто приметой, основанной на опыте, на наблюдениях. Теперь же, зная о наркотических свойствах конопли и о ее воздействии на организм, можно убедиться в верности давнего народного наблюдения: действительно, употребление конопли (имеется в виду очень частое) снижает потенцию.

Если травой колюкой окурить ружье, то оно становится метким. - Конечно, само по себе ружье, без охотника, не может быть метким или неметким. Поэтому резонно предположить, что речь идет о воздействии дыма колюки не на ружье, а на зрение охотника.

Хочешь, чтоб лен хороший уродился, - сей его обнаженным. - Поверье родилось еще в дохристианские времена, когда природа одухотворялась и обожествлялась; славяне считали, что любое растение так же мыслит и чувствует, как и человек. Обнажаясь, хотели обмануть лен - чтобы он подумал: надо мне уродить, а то человеку и надеть-то на себя нечего! Ведь лен служил основной тканью для одежды: из грубого льняного полотна изготовлялась вся повседневная одежда русских крестьян, из тонко выделанного и украшенного - праздничная.

Засохла липа в саду - к худу. - Объяснение здесь такое же, как и в случае с рябиной и другими растениями, являющимися природной аптекой. Липа излечивает от простуды и других болезней, обеспечивает медосбор, в старину она же и обувала (лапти из липового лыка), и служила сырьем для деревянных поделок. Лишиться липы в своем саду - действительно, к худу.

Если во время падежа на шею животному привязать луковицу, оно не заразится. - Вполне логичное и верное наблюдение, поскольку лук (как и чеснок) обладает лечебными свойствами. Это закреплялось в сознании народа такой, например, пословицей: кто ест лук, того Бог избавит от мук. Сохранилась и рекомендация: есть сырой лук с хлебом, солью и квасом -быть здоровым и ликом светлым. Стоит в то же время предостеречь от чрезмерного количества и излишней частоты в употреблении лука и чеснока: во всем нужна мера, и перебор с этими лечебными продуктами тоже вреден.


--------------------
Хочу, чтобы в старости у меня была подруга, которой можно было позвонить и старческим дребезжащим голосом воодушевленно заорать: "Ну чё, старая коза, когда пойдём пенсию тратить?!"
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post


5 страниц V  < 1 2 3 4 5 >
Reply to this topicStart new topic
11 чел. читают эту тему (гостей: 11, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


Студия дизайна форумов
RSS Текстовая версия Сейчас: 24.9.2021, 2:08
Cool Text: Logo and Graphics Generator Cool Text: Logo and Graphics Generator